Первый в нашей стране семинар Cognos Performance 2007 состоялся 15 ноября, а буквально тремя днями ранее стало известно, что в первом квартале следующего года компания будет куплена корпорацией IBM. Вполне естественно, что подобная новость активно обсуждалась и в кулуарах, и на пресс-конференции, но на исходную программу по существу влияния не оказала. Программа семинара была составлена в расчете на менеджеров разных уровней, принимающих управленческие решения, ИТ-директоров, специалистов по оптимизации бизнес-процессов, отраслевых и бизнес-аналитиков. Поскольку у Cognos не было и теперь уже, скорее всего, не будет собственного представительства в России, в качестве экспертов выступали представители австрийского филиала и сотрудники российских партнеров компании. Программа семинара состояла из двух потоков, один из которых можно было условно назвать «продуктовым», на втором с докладами выступали партнеры и клиенты — в основном с историями успешных внедрений.
И все же новость о слиянии с IBM затмила все остальное. Управляющий директор по региону Восточная Европа и СНГ Юрий Ротманов подчеркнул, что намеченная сделка еще не завершена. Формальности займут как минимум первый квартал 2008 года, и до тех пор (а может быть, и дольше) в практической деятельности Cognos ничего не изменится; ни клиенты, ни партнеры на себе результаты слияния не почувствуют.
На уровне отдельных клиентов сделка IBM и Cognos вряд ли будет ощутима, но c точки зрения долговременного развития отрасли это, безусловно, заметное событие. Важно, что ему предшествовало близкое по смыслу приобретение немецкой корпорацией SAP французской компании Business Objects. Последняя по целому ряду показателей на 20-30% крупнее своего ближайшего конкурента в лице Cognos, она и была куплена по более высокой цене — 6,8 млрд. долл. против 5 млрд. долл., уплаченных IBM. Можно назвать еще целый ряд крупных приобретений, сделанных или предполагаемых, и все это позволяет сделать вывод о том, что сегодня мы являемся свидетелями серьезной перекройки рынка корпоративного ПО.
Если же говорить об IBM, то она совершает свои приобретения под общим лозунгом «Информация по запросу» (Information on Demand, IoD); до Cognos их было более двух десятков, в том числе такие крупные, как компании FileNet и Assential. Теперь наступила очередь Cognos. Она, как и ее предшественницы, вольется в подразделение, возглавляемое Амбужем Гойялом, генеральным менеджером подразделения по управлению информацией, которое входит в состав группы IBM Software Group. Гойял был главным действующим лицом прошедшей месяц назад конференции IoD 2007, он же и главный идеолог одноименной стратегии. То, как он пока представляет новую информационную политику, предлагая в качестве интегрирующего начала так называемые «информационные серверы», оставляет внешнее впечатление эклектичности. Однако логика происходящих перемен говорит о том, что игра вполне серьезная. За сценой явно идет очень мощная работа, с результатами которой нас когда-нибудь познакомят.