В недалекой перспективе сегмент решений, направленных на организацию управления бизнес-процессами (Business Process Management, ВРМ), войдет в число самых быстрорастущих сегментов рынка программного обеспечения. По прогнозам аналитиков Gartner, средний ежегодный рост этого сегмента будет равен 24%. Мировой рынок систем BPM в 2007 году достигнет отметки 1 млрд. долл., а к 2011 году составит уже 2,6 млрд. Важной составляющей этого роста является то, что крупные компании, занимающиеся построением сервис-ориентированных архитектур (Service-Oriented Architecture, SOA), значительную часть своих инвестиций будут направлять на построение системы управления бизнес-процессами.
Особое внимание на прошедшем в Москве в начале ноября форуме ARIS 2007 было уделено проблемам, возникающим при построении SOA. Эта архитектура характеризуется четкими связями между корпоративными ИТ-системами и процессами.
«Интерес к SOA связан с повышением ожиданий пользователей относительно возможностей информационных систем», — считает Август Вильгельм Шеер, основатель компании IDS Scheer. Они должны не только легко внедряться, но и быть более удобными в использовании и, что самое главное, более восприимчивыми к потребностям бизнеса.
В связи с этим идея разбиения всеобъемлющей функциональности на мелкие части и их объединение в рамках SOA является вполне логичной. BPM при этом выступает в роли промежуточного слоя, который связывает процессы и технологии.
Почему на пути к SOA необходимо решать задачи управления бизнес-процессами? Для перехода к SOA в первую очередь надо идентифицировать процессы, которые выгодно реализовать с ее помощью. Для этого необходим специализированный инструмент их мониторинга и анализа.
«ВРМ помогает минимизировать негативные для бизнеса последствия использования тиражируемых приложений», — заявил Роман Сидоренко, директор по развитию бизнеса компании Documentum Services Russia. Применение средств ВРМ позволяет добиться сокращения сроков и сложности внедрения систем, реализовать в них специфическую функциональность и эффективную поддержку существующих бизнес-процессов. Он подчеркнул, что коробочные приложения не могут обеспечить компании долгосрочных конкурентных преимуществ, а вот при использовании SOA созданное решение может быть гораздо ценнее для бизнеса. Кроме того, его практически невозможно скопировать. Тем не менее такой путь является для компании весьма рискованным, и в первую очередь с организационной точки зрения. Главной же темой ближайших лет станет методология проведения изменений внутри компании с целью ее переориентации на SOA.
Вендоры, которые всегда продвигали корпоративные бизнес-приложения, подхватывают волну ВРМ. Происходит эволюция технологий автоматизации процессов. Весь ИТ-мир пытается сделать более дружественными отношения ИТ и бизнеса. Вендоры выкладывают миллиарды на сближение менеджеров и ИТ-решений, пытаясь найти язык для их взаимодействия. Бизнес также делает шаги навстречу: проводимая компаниями формализация бизнес-процессов — яркий тому пример.
«Все реализованные на данный момент проекты по внедрению SOA имеют ярко выраженный логотип вендора», — уверен Сидоренко. Пока в большинстве случаев приходится говорить о попытке внедрения этой архитектуры в интерпретации конкретного поставщика. Главным критерием, снимающим с проекта SOA тот или иной логотип, должна стать интеграция в рамках развернутой сервис-ориентированной ИТ-среды нескольких решений различных поставщиков.