Microsoft сделала серьезную заявку на рынок корпоративного поиска, анонсировав наряду с лицензируемой версией бесплатный сервер поиска. Оба этих программных продукта дополняют средства поиска, уже предлагаемые в SharePoint Server.
Компания представила Microsoft Search Server Express 2008, который будет распространяться бесплатно, а также платную версию, получившую название Microsoft Search Server 2008. Ознакомительный вариант Search Server Express, который работает с Windows 2003 Server, можно загрузить с сайта Microsoft.
Обе версии Search Server официально будут выпущены в первой половине 2008 года, причем обе будут работать с SQL Server. В Microsoft рассчитывают на то, что партнеры корпорации начнут использовать это программное обеспечение для создания автономных поисковых систем. Кроме того, Microsoft планирует поддерживать спецификацию OpenSearch и использовать ее в качестве основы для федеративной среды поиска, которая может интегрировать результаты, получаемые на разрозненных поисковых платформах.
Два новых средства поиска станут решениями младшего и среднего класса в целой линейке корпоративных инструментальных средств поиска, в состав которой раньше входил только SharePoint Server.
Microsoft использует знакомую модель выхода на рынок: она предлагает бесплатный инструментарий, чтобы заинтересовать пользователей и убедить их в дальнейшем перейти на версии с более широкими возможностями. Эту же модель Microsoft опробовала и в случае с SharePoint, предложив сервисы SharePoint Services бесплатно как часть Windows Server и связывая их с SharePoint Server, автономным инструментарием для управления контентом, для поддержки совместной работы и поиска, имеющим свои собственные лицензионные требования.
Два новых сервера поиска созданы на базе технологии, которая поддерживается в SharePoint Server.
Эксперты считают, что стратегия Microsoft очень быстро изменит ситуацию на рынке корпоративного поиска, на котором работают Google и IBM с OmniFind Yahoo!, предлагающие бесплатно или очень дешево инструменты младшего класса. В долгосрочной перспективе известные производители, решения которых интегрируются в корпоративную инфраструктуру и приложения, такие как Autonomy, Fast Search & Transfer, Endeca Search и Vivisimo, тоже могут испытать на себе давление со стороны Microsoft.
«Microsoft видит, что Google добивается успеха, продавая устройства поиска. Совершенно очевидно, что есть определенного рода недорогие функции поиска, которые требуются предприятию, — заметил Гай Крис, аналитик компании Burton Group. — Однако шаг, предпринятый Microsoft, — часть более масштабной стратегии в сфере поиска. Вы начинаете работать с Express, и тут выясняется, что вам нужны средства балансировки нагрузки, и теперь вы можете перейти на Search Server, а затем и на SharePoint Server. Такая стратегия открывает для Microsoft множество способов внедрить свои решения на предприятии. Это компонент долгосрочного плана сделать поисковые средства частью информационной инфраструктуры».
Специалисты утверждают, что Microsoft Search Server Express и Search Server, скорее всего, на первых порах будут считаться вполне достаточными для подразделений, отделов и рабочих групп и сформируют новое представление о рынке корпоративных средств поиска.
«Возможность делать что-либо бесплатно на начальном уровне и легко все установить заставляет обратить внимание на такие решения», — сказал Джим Мерфи, аналитик компании AMR Research.
Однако, по словам Мерфи, производители средств поиска старшего класса будут по-прежнему предлагать поиск как часть сетевой архитектуры с привязкой к бизнес-аналитике и сервисам поддержки пользователей.
«Пока Microsoft не предлагает пользователям всего, но в конце концов она это сделает, — считает Мерфи. — Со временем корпорация предоставит инструменты управления, и ее платформа станет более чем жизнеспособной».
По словам Мерфи, одной из причин, заставивших Microsoft столь активно взяться за поиск, стало стремление не допустить, чтобы решение Google превратилось в интерфейс доступа к корпоративным данным.
«В этом смысле Google создает серьезную угрозу для Microsoft, — отметил Мерфи. — Поэтому я считаю, что стратегия Microsoft в отношении средств поиска — это стратегия защиты».
По его мнению, SAP и Oracle сталкиваются со схожей угрозой со стороны Microsoft и Google.
«Они не хотят, чтобы пользователи начали обращаться к своим данным через универсальный поисковый механизм от Microsoft или Google, поскольку в таком случае они потеряют возможность наращивать продажи своих ‘настольных’ программных решений, что составляет значительную часть их доходов», — пояснил Мерфи.
Microsoft выходит на этот рынок с типичной для себя самоуверенностью и рассчитывает определить эволюцию корпоративных систем поиска.
«Через год-полтора мы будем оценивать текущий момент как переломную точку в области корпоративных средств поиска», — утверждает Ретт Диллингхем, менеджер по продуктам группы корпоративных средств поиска Microsoft. Он считает, что популярность у пользователей средств поиска в Internet приведет к тому, что с теми же самыми инструментами они захотят работать и в корпоративной сети, а это, в свою очередь, будет способствовать большему распространению подобных инструментов в корпоративной среде.
По мнению экспертов, идея заключается в том, чтобы на корпоративном уровне изменить отношение к системам поиска.
«Microsoft пытается представить средства поиска не как монолитный инструментарий, а как решение, которое играет важную роль в организации эффективной совместной работы, в обмене документами и управлении контентом, — подчеркнул Кен Пуре, старший аналитик компании Forrester Research. — Они формируют эту среду совместной работы на базе систем поиска, которая объединяет людей, заинтересованных в открытых возможностях поиска».
Версии Search Server будут выпущены вместе с соответствующими коннекторами для обмена файлами, для сайтов SharePoint, репозиториев Lotus Notes и общедоступных папок Exchange. Кроме того, Microsoft в начале 2008 года подготовит средства соединения для EMC Documentum и IBM FileNet.
Microsoft также работает с партнерами над спецификацией OpenSearch. Компании Open Text, Business Objects, Cognos и EMC намерены разработать на основе этого стандарта коннекторы для федеративного поиска. Опора внешних разработчиков на OpenSearch позволит интерфейсу поиска Microsoft показывать результаты, полученные в других сервисах поиска.