типовые рекомендации были разработаны Институтом программной инженерии Университета Карнеги-Меллона совместно с потребителями и поставщиками технологических решений. Главным идеологом работы стал Ральф Жигенда, директор ИТ-службы и вице-президент GMДва крупнейших потребителя ИТ-решений, корпорация General Motors и Министерство обороны США, выступают в поддержку набора лучших практик, на которые следует ориентироваться при приобретении программного обеспечения и услуг. Представители этих организаций уверены, что подобный набор лучших практик позволит снизить риски и издержки при реализации многих ИТ-проектов.

Эти типовые рекомендации были разработаны Институтом программной инженерии Университета Карнеги-Меллона совместно с потребителями и поставщиками технологических решений. Главным идеологом работы стал Ральф Жигенда, директор ИТ-службы и вице-президент GM. По его словам, в ходе проделанной работы удалось пройти долгий путь по стандартизации некоторых процессов, с тем чтобы и поставщики, и покупатели говорили на одном и том же языке.

Жигенда вместе с Кристин Болдуин, заместителем директора администрации министра обороны, Полом Нильсеном, директором Института программной инженерии, и рядом других представителей различных ведомств и ИТ-отрасли анонсировали новые стандарты в ходе недавней телеконференции. Было отмечено, что они обещают быстро стать предпочтительной моделью организации закупок ИТ и управления цепочками поставок ИТ-решений. Стандартизация процедуры приобретения ИТ на международном уровне, как отмечал Жигенда, увеличит продуктивность, качество и надежность ИТ-инициатив разного масштаба и назначения.

Была разработана новая разновидность модели Capability Maturity Model Integration (CMMI), ориентированная на приобретение ИТ-решений и получившая название CMMI-ACQ. Напомним, что методика CMMI, которая широко применяется в отрасли программного обеспечения, определяет общий язык, а также процессы и структуры управления, характерные для различных уровней зрелости коллективов разработчиков. Предполагается, что CMMI-ACQ поможет и производителям, и покупателям понять, насколько зрелыми являются используемые ими процессы приобретения ИТ-решений.

Жигенда раньше считал ИТ-отрасль «незрелой» по сравнению с другими отраслями, с которыми взаимодействует его корпорация. General Motors, которая к прошлому году передала на аутсорсинг работ на сумму 15 млрд. долл. за пять лет, требуется, чтобы все ее поставщики придерживались общего набора лучших практик.

«У нас в GM очень мало программ, с которыми возникли какие-то проблемы. Почти нет программ, которые не выполнялись в срок, и программ, для которых потребовалось ресурсов больше, чем было запланировано», — заметил Жигенда. Он считает, что это стало возможно именно благодаря использованию унифицированных лучших практик. Разработки, заказываемые GM, ведутся по фиксированным расценкам.

«Это весьма необычная модель для любой отрасли, поэтому и поставщики, и специалисты GM активно работали над тем, чтобы убедиться в корректности наших требований», — подчеркнул Жигенда.

По словам Болдуин, в Министерстве обороны сейчас реализуется пилотная программа, которую, как предполагается, будут использовать в оборонной отрасли в качестве модели для внедрения оптимальных практических решений. Эта программа предполагает обучение. Но Пентагон не будет требовать обязательного применения новой методики CMMI-ACQ, объясняя это желанием использовать ее как способ распространения знаний, касающихся лучших практик, связанных с приобретением ИТ-решений.

Американское правительство не понаслышке знает о том, насколько дорогими могут быть программные ошибки. Один из свежих примеров — провал проекта ФБР стоимостью 170 млн. долл., целью котого было создание базы данных Virtual Case File. Главное контрольное управление США больше других критикует государственную политику в области руководства ИТ и активно выступает за внедрение лучших практик в данной области.

Среди поставщиков методики, опирающиеся на CMMI, популярны. В частности, офшорные компании, занимающиеся ИТ-аутсорсингом, предлагая сервисы пользователям на Западе, называют использование CMMI одним из решающих аргументов в свою пользу.

Представители Hewlett-Packard и Capgemini, являющихся крупными подрядчиками и GM, и Пентагона, также заявили о своей поддержке стандарта лучших практик в области закупок ИТ.

Джон Маккейн, генеральный менеджер HP Services, отметил, что данная модель поможет ИТ-менеджерам руководить проектами, предусматривающими закупки. Иногда руководители ИТ-служб сталкиваются с проблемами, когда детали проекта, которые не были сообщены поставщикам или специалистам по технологиям, оказываются не полностью соответствующими требованиям. Маккейн подчеркнул: «Новая модель позволит производителям и пользователям сосредоточиться на общем наборе целей, терминов, языка, общения, — то есть на процессе в целом, который даст нам возможность теснее взаимодействовать друг с другом».


Аттестат зрелости

Основным заказчиком модели [CMM] был Пентагон, в проектах которого постоянно возникали серьезные проблемы — превышение бюджетов и сроков, низкий уровень качества программных продуктов. Было принято решение усовершенствовать инженерию разработки программного обеспечения. Эта миссия была возложена на Software Engineering Institute, созданный в 1984 году в Университете Карнеги-Меллона...

Первый документ, выпущенный SEI, описывал «метод оценки зрелости процессов программной инженерии у подрядчиков проектов разработки программного обеспечения». Исходная задача состояла в том, чтобы определить критерии выбора подрядчиков, участвующих в программных проектах Министерства обороны. Так сложилось, что основным критерием, как правило, была низкая стоимость работы, что далеко не всегда сопровождалось выполнением подрядчиком своих обязательств на надлежащем уровне. И в ходе решения этой задачи внимание было сосредоточено на проблеме улучшения процессов в организациях, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Так родилась идея формализовать описание таких организаций и процессов с помощью пятиуровневой модели зрелости.

Первый опыт применения модели СММ для оценки подрядчиков проектов Министерства обороны оказался успешным, что привлекло внимание к ней других организаций, например компании Boeing. Использование принципов, описанных в CMM, позволило повысить качество разработки, сократить производственные циклы, поднять продуктивность в проектах по созданию высококритичных систем...

... В последние годы все больше самых разных организаций берут на вооружение базовые принципы CMM. Достигают успеха в первую очередь те, кто создает процессы, соответствующие их роду деятельности. Если вы разрабатываете Web-сайты, то вполне можете применить общие принципы CMM, но их реализация, скорее всего, будет совершенно отлична от процессов, используемых при разработке высококритичных систем. Но в обоих случаях будут внедряться процессы, которые помогут компании извлечь уроки из своих успехов и неудач и реализовать свои бизнес-цели. В этом состоит главное достижение создателей CMM...

CMMI охватывает гораздо более широкий круг проблем, чем CMM, включая разработку системного программного обеспечения, интегрированную разработку продуктов и процессов, выбор поставщиков и т. д.

— Из интервью Марка Полка, в течение полутора десятилетий занимавшегося развитием модели CMM (см. Наталья Дубова, «Пятерка за разработку», Computerworld Россия, № 42, 2004)