Подводя итоги своей работы в 2007 году, в российском отделении HP были еще более осторожны в раскрытии каких-либо показателей, чем прежде. Если некогда компания объявляла абсолютные цифры, а в последние годы — относительные (28% в 2005 году, 24% в 2006-м), то на этот раз было решено ограничиться сообщением, что рост бизнеса HP в России «в очередной раз опережает средний темп роста российского ИТ-рынка более чем в полтора раза». Очевидно, имеется в виду среднегодовой темп роста. По предварительной оценке IDC, рост российского ИТ-рынка в 2007 году составит 21%. Отсюда можно заключить, что бизнес «HP Россия» вырос не менее чем на 30%.
В 2007 финансовом году чистый доход HP во всем мире составил 104,3 млрд. долл. По словам вице-президента компании и генерального директора «HP Россия» Оуэна Кемпа, совокупная доля Бразилии, Индии, Китая и России в общемировом доходе компании составила около 9%. Из приблизительных данных по объемам ИТ-рынков указанных стран, приведенных HP, следует, что российский ИТ-рынок составляет около одной пятой их совокупности. Если же предположить, что компания занимает примерно одинаковые доли на всех этих рынках, нетрудно оценить ее гипотетический доход в России — 1,5-2% от общемирового. По крайней мере, порядок цифр ясен.
Приводя данные по сегментам российского рынка, в компании также избегали абсолютных показателей и ограничились указанием рыночных долей (третий квартал, данные IDC). Так, доля HP в сегменте серверов x86-архитектуры составила 41%, в сегменте лезвийных серверов (пересекается с x86) — 50%, в сегменте систем хранения данных — 47%. На мировом рынке доли HP в сегменте серверов x86 и лезвий составили 33 и 44% соответственно. Подчеркнуто также, что компания занимает первое место на мировом рынке серверов вообще с долей 32%.
Что касается результатов деятельности группы персональных систем, то HP заняла первое место в сегменте рабочих станций (с долей 39%), второе — в сегменте коммерческих стационарных компьютеров среди иностранных марок и пятое — в сегменте портативных компьютеров (5%).
Прочны позиции компании на рынке печатающих устройств. Она заняла первые места в сегменте струйных принтеров (доля 51,5%), струйных МФУ (55,3%), монохромных и цветных лазерных принтеров (62,1 и 51,6% соответственно), лазерных МФУ (35,6%).
На рынке сетевого оборудования HP заняла второе место по количеству управляемых портов с долей 11%.
Штат российского подразделения HP увеличился на 23% по сравнению с прошлым годом. К концу 2008 года планируется увеличить количество сотрудников еще на четверть — в компании появится около 260 новых рабочих мест. «Мы продолжаем активно наращивать ресурсы и расширять команду HP в России с целью дальнейшей поддержки роста бизнеса», — заявил Кемп.
О деятельности HP Labs в Санкт-Петербурге, открытой в начале текущего года, рассказал недавно назначенный на эту должность руководитель российских лабораторий HP Владимир Полутин. Совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом ведутся исследования по оптимизации распределенных XML-запросов xQuery. По словам Полутина, очень плодотворно сотрудничество с Институтом системного программирования РАН по теме упорядоченного извлечения информации из больших онтологий; полученные результаты уже интегрируются в платформенные решения HP. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет участвует вместе с лабораторией в работах по синхронизации бизнеса и ИТ на основе предсказательной симуляции, что важно для моделирования больших вычислительных комплексов. Вместе с Институтом программных систем РАН ведутся исследования проблем автоматизированного управления ресурсами виртуальных сервисов. Техническое руководство всеми проектами осуществляется из HP Labs в Пало-Альто, за исключением проекта с СПбГТУ, которым управляют из Бристоля.
В следующем году лаборатория HP в Санкт-Петербурге планирует расширить сотрудничество с ИСП РАН в области извлечения и обработки информации из неструктурированных баз данных; продолжить сотрудничество с СПбГТУ в области интеграции информации из гетерогенных баз данных и моделирования больших информационных комплексов; установить отношения с ведущими московскими и региональными университетами.
«Внутренний враг» HP
Для Hewlett-Packard снижение издержек остается приоритетным направлением, по крайней мере на обозримое будущее. Об этом заявил директор и президент компании Марк Херд. По его словам, HP намеревается предложить продукты в области инфраструктуры и сервисов для распространения информации в цифровом формате. Объем этого рынка в компании оценивают в 1,2 трлн. долл.
На встрече с финансовыми аналитиками в Нью-Йорке Херд сообщил, что, несмотря на все усилия по уменьшению расходов на производственную деятельность, продукты и услуги, HP по-прежнему ежечасно тратит миллионы долларов. С другой стороны, компании удалось определить три основные области расходов — бизнес-процессы, продукты и общие службы — и, как сказал Херд, начинаются подвижки в каждой из этих областей.
«Надо работать над издержками, убирать их из компании, — считает Херд. — Лишние издержки подрывают компанию».
Но одновременно со снижением издержек компания намеревается расти, как заявил Херд. HP неплохо показала себя на рынке под управлением нового руководителя, занявшего пост в апреле 2005 года, после того, как совет директоров компании уволил Карли Фьорину.
«Рост важен, но еще важнее рост в правильном направлении», — заявил Херд. Главная цель компании — сбалансировать распределение доходов от ключевых сегментов деятельности: программного обеспечения, серверов, персональных компьютеров, принтеров, а также сервисов.
«Оптимизация этого портфеля столь же важна для нас, как и рост итоговых цифр доходов», — считает Херд.
По мнению Херда, растущий спрос потребителей на предоставление информации в цифровых форматах в любое время и в любом месте «создает давление на ИТ-инфраструктуру, и это давление создает возможности для развития бизнеса». То есть вызывает тенденции развития технологий виртуализации, консолидации серверов, модернизации приложений и все это — области прорыва, куда HP может внедриться со своими продуктами и услугами, как заявил он.
Однако в стремлении к росту компании предстоит решить много проблем. Помимо снижения издержек, еще одну серьезную проблему для HP представляет зона покрытия продаж. В настоящее время компания на рынке, по выражению Херда, «недопредставлена».
В прошлом году HP увеличила штаты отделов продаж на 2 тыс. человек, но предстоит сделать еще больше, и это нелегкая задача. «Наполнить кадрами организацию продаж не так просто, как кажется», — заявил Херд.
На 2008 год HP прогнозирует объем продаж примерно 111,5 млрд. долл. По отчетам за 2007 финансовый год (закончившийся 31 октября) прибыль HP составила 9,6 млрд. долл. при объемах продаж 104,3 млрд. долл. Снижение издержек остается важнейшим фактором роста HP, как считает Херд.
— Элизабет Монтальбано, Служба новостей IDG, Нью-Йорк