За прошедшие десять лет Google из небольшого научного проекта Стэнфордского университета превратилась в одну из самых известных в мире компаний и конкурирует с таким гигантом, как Microsoft.
Тем не менее в 2008 году, когда детище Сергея Брина и Ларри Пейджа празднует 10-летнюю годовщину регистрации Google как компании, никто почивать на лаврах не собирается. Google продолжает расширять свою деятельность за счет реализации разнообразных новых проектов, среди которых может быть и телевизионное приложение, и онлайновый сервис, позволяющий людям получать доступ к сведениям о своем здоровье.
Однако, по словам Карстена Вайда, ведущего аналитика IDC, главная цель Google — устранить риски, которые могут поколебать ее доминирующее положение на рынке онлайновой рекламы.
«Первоочередная задача Google — диверсифицировать источники дохода», — заметил Вайд, пояснив, что на долю онлайновой рекламы приходится около 99,1% доходов компании, в силу чего она остается весьма уязвимой к любым негативным изменениям на этом рынке.
Первоочередная задача связана с рекламой, содержащейся в онлайновых видеоклипах. Цель покупки YouTube в первую очередь состояла в том, чтобы укрепить позиции компании на соответствующем рынке, но этот рынок пока развивается, ситуация на нем нестабильна, хотя, как заметил Вайд, победивший получит миллиарды долларов.
Рекламы на YouTube очень мало, поскольку сайт не гарантирует защиту торговых марок. Поэтому рекламодатели не спешат воспользоваться его услугами, опасаясь, что предлагаемый здесь контент может быть незаконным или краденым. Присутствие здесь сетевых пиратов также заставляет провайдеров коммерческого контента отказываться от использования YouTube. Исход этой борьбы за власть, по словам Вайда, возможно, выяснится в этом году, но может потребовать какого-то времени.
Если все это будет происходить слишком долго, то новые средства распространения, такие как Hulu — сайт видео по требованию, который сейчас проходит бета-тестирование, — может отобрать у Google часть рынка.
Вторая серьезная задача, стоящая перед Google, связана с рынком мобильной рекламы. Android, платформа Google для мобильных телефонов, стала неплохим началом, но здесь серьезную конкуренцию компании может оказать Yahoo. Несмотря на то что Google привлекает внимание средств массовой информации гораздо чаще, чем Yahoo, следует иметь в виду, что последняя является рентабельной компанией с оборотом в несколько миллиардов долларов и контролирует около 25% рынка мобильного Internet — столько же, сколько и Google.
Несмотря на столь серьезные стратегические задачи, Google и ее почти 16 тыс. сотрудников планируют активно работать и над другими проектами, которые позволят компании выйти за рамки сферы Internet-поиска.
Google и Microsoft намерены реализовать проекты, ориентированные на создание новых инструментов, которые позволят людям получать информацию о своем здоровье. Портал Google Health позволит пользователям сформировать своего рода репозиторий для хранения информации о собственном здоровье, а также возможность предоставлять доступ к этой информации врачам и, по желанию, членам своей семьи.
«Я точно не знаю, как именно Google намерена это сделать, — заметил Филипп Ленссен, который регулярно размещает обзоры шагов компании в своем блоге Google Blogoscoped. — Подобное приложение создает достаточно серьезный риск нарушения конфиденциальности. Если эту систему взломают, то данные о состоянии вашего здоровья могут быть преданы огласке».
В 2008 году Google также может приступить к более активному продвижению проекта Google Apps, сервиса размещаемых офисных приложений, постаравшись превратить его в серьезного конкурента Microsoft Office; продолжить разработки, связанные с Google Gears, свободно распространяемой технологией для создания Web-приложений, которые могут работать и в автономном режиме; создать новую платформу для поддержки социальных сетей.
Кроме того, Google, по-видимому, готовится существенно расширить свои операции в Китае, что, собственно, и не удивительно, учитывая объем и темпы развития экономики этой страны. Компания тестирует альтернативный сайт для китайских пользователей и выпустила редактор ввода, который преобразует символы, набранные с помощью традиционной западной клавиатуры, в китайские иероглифы. Несмотря на то что, согласно заявлениям Google, ее задача состоит в том, чтобы организовывать мировую информацию и сделать так, чтобы она была всем доступна и полезна, сама компания пока осуществляет цензуру контента с учетом требований правительства Китая.
«Я уверен, что Google хотела бы в меньшей степени ‘угождать’ Китаю, — заметил Ленссен, — но сейчас они вынуждены это делать или, по крайней мере, считают, что вынуждены».