Воодушевленный успехом распространения акций первого выпуска VMware, дочерней компании EMC, хедж-фонд Sandell, который контролирует второй по размеру блок акций Sybase, подталкивает компанию к применению того же самого подхода в отношении ее подразделения программного обеспечения для мобильных и беспроводных устройств.
IPO и в конечном итоге отделение бизнеса мобильных решений Sybase — это один из трех возможных шагов, на которых настаивает Sandell Asset Management, рассчитывая таким образом увеличить капитализацию этого производителя программного обеспечения. В обращении к руководству Sybase, направленном компании в октябре, Sandell также предложила им рассмотреть возможность выкупа акций на сумму 1,5 млрд. долл. и последующей полной или частичной продажи Sybase.
И сейчас Sandell переходит к активным действиям. Эта инвестиционная компания, зарегистрированная на Каймановых островах и работающая в Нью-Йорке, объявила, что планирует предложить трех кандидатов для избрания в состав совета директоров Sybase (всего в него входит 9 человек) на ежегодном собрании акционеров компании в 2008 году, точная дата проведения которого пока не определена.
В Sandell отказались комментировать сложившуюся ситуацию. Однако хедж-фонд, имеющий репутацию весьма активного акционера, утверждает в своем обращении к Sybase, что в компании долгое время принимались далеко не блестящие стратегические решения. Коррекция этих решений, по мнению Sandell, могла бы увеличить биржевую стоимость Sybase на 60%.
Sybase была одним из первых производителей, начавших выпускать реляционные СУБД. Но у нее практически не было не осталось ни средств, ни прежних сотрудников, когда в конце 1998 года пост генерального директора занял Чен. С того момента, как считает аналитик Pund-IT Чарлз Кинг, Sybase сохраняет стабильность.
Но Sybase не удалось добиться увеличения своего годового дохода более чем на 10% (такие темпы роста сохранялись последний год). Развитие компании сдерживается тем, что большая часть ее доходов по-прежнему поступает от платы за поддержку ее давних пользователей Adaptive Server Enterprise, флагманской СУБД Sybase.
По мнению специалистов Sandell, медленно растущий бизнес, связанный с поддержкой ASE, отодвигает на второй план более многообещающие решения в области программного обеспечения для мобильных устройств и такие предложения, как iAnywhere и Sybase 365, несмотря на то что в самой Sybase называют эти технологии двумя из четырех краеугольных камней ее стратегии Unwired Enterprise.
Кроме того, как считают в Sandell, компания слишком консервативно распоряжается имеющимися у нее 400 млн. долл. наличными. Фонд обвиняет Sybase в том, что та не инвестирует достаточно средств в iAnywhere или Sybase 365, и, как подчеркивается в обращении Sandell к руководству Sybase, эти нерасчетливые действия вызывают недоумение как инвесторов, так и аналитиков Уолл-стрит.
За последние пять лет стоимость акций Sybase увеличилась на 71%, это ниже, чем в среднем у компаний, входящих в список Nasdaq 100, куда входят многие производители, являющиеся конкурентами Sybase на рынке высоких технологий. (Акции Sybase продаются на Нью-Йоркской фондовой бирже.) Кроме того, Sandell утверждает, что, по данным ее аналитиков, соотношение цена/доходы у Sybase составляет 15:1, что ниже уровня данного показателя других крупных компаний, специализирующихся на корпоративном программном обеспечении, таких как SAP, Oracle и CA.
Sandell заявляет, что отделение направления мобильных продуктов Sybase (они были отнесены к категории лидеров в последнем отчете Gartner по так называемым технологиям многоканального доступа) может помочь вывести эти решения из тени ASE, направления, которому в компании по-прежнему отдается предпочтение.
К примеру, лидер рынка виртуализации VMware теперь имеет рыночную стоимость 32,3 млрд. долл., причем этот показатель был достигнут менее чем через год после выпуска IPO, на которые EMC выделила 10% капитала своего подразделения систем виртуализации. Капитализация VMware почти такая же, как у ее родительской компании (рыночная капитализация последней составляет 37,3 млрд. долл.), не смотря на то что на ее долю приходится менее одной десятой общего дохода EMC.
Sandell утверждает, что Sybase может увеличить рыночную стоимость своего подразделения мобильных продуктов почти до 1 млрд. долл., отделив его от остальной компании и продав 20% его акций.
Менее рискованным вариантом для Sybase может стать выкуп в течение ближайших трех лет своих акций на сумму 1,5 млрд. долл., и, как утверждает Sandell, данный шаг мог бы поднять стоимость акций компании на 10-37%.
Более рискованный, но, возможно, самый прибыльный вариант из описанных инвестиционной компанией предлагает Sybase воспользоваться продолжающейся консолидацией рынка корпоративного программного обеспечения и найти покупателя на всю компанию или ее часть.
Согласно информации, опубликованной на сайте Yahoo Finance, финансовый анализ показывает, что оборот Sybase в 2007 году составит 1,02 млрд. долл., а в этом году — 1,08 млрд. долл. В то же время, по прогнозам Sandell, доходы от поддержки программного обеспечения этого производителя в этом году составят около 705 млн. долл.
«Суммы подобных сделок на рынке программного обеспечения в среднем примерно в 2,8 раза больше общих доходов компании, или в 5,5 раза больше доходов от поддержки», — говорится в обращении Sandell к руководству Sybase. Исходя из этих данных, по мнению собственных аналитиков инвестиционного фонда, Sybase можно было бы продать за 3,7 млрд. долл.
«Вполне возможно, что продажа отдельных направлений бизнеса лучше всего позволит акционерам представить, какова полная стоимость активов Sybase», — заявил Кинг. Он добавил, что, если совет директоров Sybase решит действовать в этом направлении, интерес к этой сделке, скорее всего, проявят ее конкуренты на рынке баз данных, такие как Oracle и IBM, которые «активно способствуют консолидации за счет реализации стратегий приобретений».
Пока, как заметил Кинг, Sybase с успехом удается привлекать внимание корпоративных пользователей к своему мобильному бизнесу. Но он предупреждает: «Я не уверен, устойчиво ли это положение на быстро развивающемся рынке мобильных продуктов».