Корпорация Microsoft предложила за Yahoo 44,6 млрд. долл. наличными деньгами и акциями. Столь значительная сумма обусловлена стремлением повысить свою конкурентоспособность на рынке Internet-сервисов в борьбе с Google.
Генеральный директор Microsoft Стив Балмер направил соответствующее письмо в совет директоров Yahoo, объявив, что предложение вступило в силу утром 1 февраля.
Президент подразделения Microsoft Platforms & Services Division Кевин Джонсон считает альянс Microsoft и Yahoo наиболее «вероятной» альтернативой Google на рынке электронной рекламы и услуг.
«Сочетание мощных ресурсов Microsoft и Yahoo, которое мы можем предложить, открывает перед потребителями, рекламодателями и издателями более широкие возможности», — подчеркнул он.
Экономия на масштабах
Первое обращение к совету директоров Yahoo руководство Microsoft направило еще в феврале 2007 года. Со своей стороны представители Yahoo заявили, что тщательно проанализируют предложение, инициатива выдвижения которого, по их словам, принадлежала исключительно Microsoft.
По оценкам Microsoft, оборот рынка электронной рекламы в ближайшие три года удвоится. Если в 2007 году объем продаж на нем составил 40 млрд. долл, то к 2010 году он достигнет 80 млрд. долл. Слияние позволит добиться экономии за счет увеличения масштабов деятельности и сократить капитальные затраты, приходящиеся на этот рынок.
По словам представителей Microsoft, компании могли бы совместно разработать оптимальный план объединения. Ключевым инженерам и прочим сотрудникам Yahoo после проведения слияния будут предложены хорошие финансовые условия, с тем чтобы они не уходили из компании. Сумма, предлагаемая Microsoft за Yahoo, на 62% превышает стоимость компании на момент закрытия фондовых торгов 31 января. В Microsoft надеются, что во второй половине текущего года им удастся провести требуемые согласования и получить все необходимые разрешения для окончательного завершения сделки.
Не хватает «критической массы»
По словам Балмера, для расширения бизнеса в области электронной рекламы Microsoft необходимо достигнуть «критической массы» в трех ключевых сегментах — рекламном, издательском и потребительском.
«Покупка aQuantive стимулировала развитие рекламного и издательского направления, а приобретение Yahoo должно вывести на совершенно иной качественный уровень нашу стратегию на потребительском рынке», — пояснил он.
Свою нынешнюю инициативу Microsoft рассматривает как очередной серьезный этап широкомасштабного преобразования корпорации для охвата рынка Internet-сервисов в целом, а также проведения успешного инвестирования в сферу рекламы и электронного поиска.
«Пользователь Windows хочет жить полноценной жизнью, а опыт, накопленный при работе с Windows, понадобится ему для более широкого охвата Internet — подчеркнул Балмер. — Появятся продукты и сервисы Windows Live и Office Live, мы продолжим внедрять инновации, которые изменят облик Office, а энергию для дальнейших преобразований этот пакет будет черпать из Internet. Имено к такому выводу нас подталкивает растущая популярность программного обеспечения Google Apps, Zoho и Yahoo Zimbra, построенного на основе Web-технологий».
Также Балмер отметил, что Microsoft часто подвергается критике за слишком медленное продвижение вперед, от унаследованного программного обеспечения для настольных компьютеров в сторону Web 2.0. Приобретение Yahoo может помочь корпорации ускорить этот процесс.
Поиск как стратегия
Главный архитектор программного обеспечения Microsoft Рей Оззи заметил, что Yahoo поможет корпорации ускорить развитие своих поисковых технологий и рекламного бизнеса — области, которая сегодня открыта для инноваций, и заявил, что Microsoft никогда не смирится с поражением от Google в сфере поиска.
«Поиску отводится центральная роль в наших стратегиях извлечения информации, проведения исследований, совершения покупок, — отметил Оззи. — В большинстве случаев процедура поиска ограничена просмотром первых десяти ссылок, но внедрение инноваций меняет и поведение пользователя, и способы размещения рекламы».
С помощью Yahoo корпорация Microsoft собирается начать разрабатывать более качественные социальные приложения и платформы не только для потребительского, но и для корпоративного рынка. «Платформа социальных сетей все сильнее превращается в новую точку доступа ко всем ресурсам, которые может предложить Web, — добавил Оззи. — Уже скоро те же самые технологии затронут и производственную сторону нашей жизни, а социальные платформы придут на рабочее место».
Все решат акционеры
Несмотря на весьма выгодное с точки зрения краткосрочных перспектив предложение, руководители Yahoo отметили, что основная его цель заключается в обеспечении увеличения доходов акционеров в долгосрочном периоде.
«Впрочем, даже если руководство Yahoo выступит против данной сделки, при такой сумме, которую предлагает Microsoft, совет директоров компании в любом случае обязан поставить вопрос на рассмотрение акционеров, — отметил аналитик агентства Sterling Market Intelligence Грег Стерлинг. — Однако, после того как Microsoft назвала свою цену, я не удивлюсь, если и другие последуют ее примеру и сделают Yahoo собственные не менее выгодные предложения».
Если Microsoft не собирается сохранять Yahoo в качестве самостоятельной организации, руководству корпорации придется принимать какое-то решение в отношении пересекающихся направлений, которые придется интегрировать.
«Формируя объединенную компанию, каким-то продуктам или торговым маркам Microsoft должна будет отдать предпочтение, а какие-то исключить из своего ассортимента», — пояснил Стерлинг.
Рождение гиганта?
В случае слияния конгломерат Microsoft и Yahoo имеет все шансы для того, чтобы стать самым крупным игроком на рынке электронной рекламы и мобильных Internet-сервисов.
«После того как шумиха вокруг возможного вхождения Yahoo в состав Microsoft уляжется, станет понятно, что предстоят непростые времена, связанные в том числе и с масштабной реорганизацией, и с серьезной встряской в сфере менеджмента, — заметил Стерлинг. — Поэтому заключение сделки наиболее вероятно именно сейчас».
Вместе с тем, несмотря на серьезные инвестиции, Microsoft до сих пор так и не добилась желаемого прогресса в области поисковой рекламы.
«Объединение с Yahoo поможет Microsoft укрепить свои позиции на рынке поиска, но корпорации вряд ли удастся обойти Google», — подчеркнул Стерлинг.