Каким образом компании Yahoo, стартовавшей практически с нуля, удалось так серьезно увеличить свою стоимость? Эта история уходит своими корнями в давние времена самого начала становления Всемирной паутины, когда люди вели борьбу за то, чтобы уцепиться за возможности, которые открывал перед ними новый мультимедийный мир.
Пользователи в то время глядели в окно Internet через браузер NCSA Mosaic. С помощью первой Web-камеры они могли посмотреть, как готовится кофе в кофеварке разработчиков из Кембриджского университета, и познакомиться с заголовками новостей агентства NandO Times, одним из первых приступившего к ведению операций в «новой информационной среде».
Вручить и запереть
Первое появление Yahoo на небосклоне Internet произошло в 1994 году, когда Джерри Янг и Дэвид Фило еще учились в Стэнфордском университете, что и подтверждалось адресом их первого сайта http://akebono.stanford.edu/yahoo/. В конце 1994 года адрес был заменен на более простую в наборе последовательность символов http://www.yahoo.com, но и после этого пользователи по-прежнему пересылались на сервер Стэнфордского университета. Впрочем, в 1994 году неуклюжая адресация не слишком беспокоила людей. За многие годы они привыкли к текстовому облику Internet, и паутина Web со всем ее графическим богатством невероятно притягивала их. В Yahoo сразу приступили к решению своей первой задачи — поиску ответа на вопрос, каким образом помочь пользователям ориентироваться в быстро расширяющемся пространстве глобальной сети.
То, что сделали Янг и Фило, было революционным для того времени — иерархический индекс Web был разбит на темы: «Компьютеры», «Правительство», «Общество и культура». (Сервис этот сохранился и до сей поры в виде каталога Yahoo Directory.)
С самого начала было ясно, что пользователи полюбили Yahoo.
«Дэвиду Фило и Джерри Янгу следовало бы вручить высшую награду, а затем запереть в комнате: их жизнь уже не может принадлежать только им самим, ведь они проделали выдающуюся работу по классификации Web с помощью Yahoo Hostlist», — писал в сентябре 1994-го один из пользователей.
Стипендии и билеты на футбол
Слухи о появлении нового сервиса быстро распространялись через Internet. Чаще всего подробностями об этом ресурсе делились пользователи-энтузиасты, но время от времени небольшую рекламу давали и Янг с Фило.
«В Yahoo Database нам удалось собрать достаточно полный перечень, — писал Янг в конференции Usenet в сентябре 1994 года. — Это была попытка разделить имеющуюся информацию по темам. Конечно, не все удалось, но мы продолжаем работать над этим. И наша классификация поддерживает поиск».
Все это время Янг и Фило продолжали жить вполне обычной жизнью, совершенно не предполагая, что менее чем через десять лет они станут миллиардерами. В старых конференциях Usenet можно обнаружить, что Янг боролся за справедливое финансирование учебы студентов, а Фило пытался организовать электронную продажу билетов на чемпионат мира по футболу.
В начале 1995 года индекс Yahoo, объединявший около 25 тыс. сайтов, обслуживал уже почти 200 тыс. страниц в день, ознаменовав тем самым наступление новой великой эпохи. В течение 1995 года Янг опубликовал книгу о Yahoo и выступил с интервью в передаче «Свежий воздух» на Национальном общественном радио. Оба основателя компании фигурировали в документальном фильме об Internet, который вышел в телевизионной программе PBS Frontline под названием «Высокие ставки в киберпространстве».
«Yahoo подскажет вам, как провести свое время. Наша цель — помочь людям быстрее определить, куда поехать, чтобы интересно провести время. Таким образом, вам не придется тратить много времени на то, чтобы понять, как вы хотите его потратить» — этими словами Янг выразил в документальном фильме концепцию компании.
Прощай, учеба!
Известность Yahoo росла по мере того, как тысячи новых людей открывали для себя Web, а новые сайты стали появляться как грибы после дождя. В результате к середине июня 1996 года компания обрабатывала за день уже 9 млн. страниц, а в третьем квартале текущего года количество просмотров страниц за три месяца уже перевалило за миллиард.
Инвестиции в известный и быстро развивающийся ресурс росли вместе с увеличением его популярности. В апреле 1995 года инвестиционный фонд Sequoia Capital предоставил Yahoo двухэтапный транш, а Янг и Фило решили оставить учебу в аспирантуре и посвятить компании все свое время.
«В последние несколько месяцев мы практически не занимались исследованиями, — говорил Фило в интервью журналу CIO Magazine в июне 1995 года. — Нужно было определить, в каком направлении двигаться дальше, и мы пришли к выводу, что наша аспирантская деятельность нас не слишком интересует».
Следующим этапом стал выпуск первичного пакета акций и международная экспансия. Таким образом, к концу 1996 года у Yahoo уже имелись представительства в Великобритании, Германии, Франции и Японии, а также была запущена служба для детей Yahooligans. Впрочем, и в те времена компания не оставалась без конкурентов.
Выживает сильнейший
Популярность WebCrawler росла, да и имя Lycos также приобретало известность, но ни один из поисковых механизмов в то время не удовлетворял пользователей в полной мере.
Люди мгновенно меняли свои привязанности, как только на рынке появлялось что-то более совершенное. В 1996 году были запущены в эксплуатацию поисковики Inktomi и DEC Altavista, и многие клиенты перешли туда.
Однако Yahoo удавалось успешно выдерживать конкуренцию. Возможно, это объяснялось тем, что ее каталог выдавал лучшие по сравнению с другими поисковыми механизмами результаты.
Корпорация Microsoft довольно поздно вышла на арену Internet, запустив сервис MSN, обеспечивавший предоставление коммутируемого доступа к Internet, только в 1995 году. Спустя несколько лет MSN превратился в портал, а затем прошло еще довольно много времени, прежде чем Microsoft решила направить всю свою мощь на разработку продуктов и услуг для Internet.
Так же как и Yahoo, компания Google родилась в стенах Стэнфордского университета, но признание она получила только на рубеже нового тысячелетия. Однако спустя всего несколько лет ей удалось стать лидером в области электронного поиска.
Сегодня Yahoo является одним из наиболее известных брендов в мире электронных информационных сервисов. У компании насчитывается 500 млн. пользователей в самых разных странах мира, а ее имя известно миллиардам людей.