Впервые в истории компании в Cisco Systems собрали все свои программные системы — IOS, Unified Communications, Collaboration, Network Management — под эгидой одной организации. Подразделение Cisco Software Group сформировано, чтобы координировать усилия в области разработки программных продуктов и использовать единый набор сервисов в рамках всех программных решений Cisco. В интервью ответственному редактору еженедельника Network World Джиму Даффи старший вице-президент компании Дон Проктор, возглавивший подразделение, рассказал о планах руководства Cisco в отношении развития своего программного обеспечения.
Какая роль отводится программному направлению в Cisco?
В Cisco всегда было множество программистов. И объем создаваемых программных систем достаточно велик, хотя Cisco и считают компанией, выпускающей оборудование. И вот впервые решено объединить все основные работы над программным обеспечением «под одной крышей». Сегодня мы становимся свидетелями его эволюции и перехода от набора разрозненных продуктов к интегрированной платформе. Я достаточно осторожно употребляю это слово, имея в виду не платформу, помогающую инженерам Cisco разрабатывать сетевые продукты, а платформу, которая позволяет нашим клиентам и партнерам создавать собственные системы.
Каковы приоритеты подразделения Cisco Software Group? Что в первую очередь требуется от него основному бизнесу?
Для нас очень важно распространить единые процедуры, методы и технологии в масштабах всей группы, с тем чтобы быть уверенными в движении в правильном направлении и в достижении качественных результатов. Когда речь идет о единых сервисах, нужно быть уверенным в том, что при внедрении, например, новейшего сигнального протокола или чего-то иного, выводящего качество обслуживания на новый уровень, эти передовые технологии будут одинаковым образом использоваться в наших приложениях, в наших инфраструктурных сервисах и в нашей операционной системе. Все должно делаться так, чтобы заказчики в определенный момент почувствовали, что внедрение новых сетевых сервисов требует меньше, чем ранее, усилий. И наконец, еще одна задача заключается в координации деятельности сообщества независимых производителей программного обеспечения. Это относится не только к IOS, но и к платформе унифицированных коммуникаций, а также к программному обеспечению компании WebEx, которая активно формирует собственную экосистему.
Как далеко вы планируете зайти в формировании сетевого программного стека? До уровня приложений?
Если посмотреть на список наших корпоративных предложений, то увидите, что у нас имеются решения на всех уровнях вплоть до прикладного, где представлены средства для организации совместной работы. С помощью решений WebEx, построенных на принципах SaaS, мы создаем новый вид информационного рабочего пространства для сотрудников, занимающихся анализом и обработкой данных, предоставляя им возможность построения собственной интегрированной бизнес-среды на основе наших приложений, предназначенных для организации совместной работы, а также приложений сторонних разработчиков.
В какой степени в Cisco намерены использовать новейшие технологии при создании приложений?
Мы уже инвестируем немалые средства в технологии, необходимые для прикладного программного обеспечения. В ноябре было объявлено о формировании стратегического альянса с Oracle. Инструментарий управления отношениями с клиентами от Oracle станет одним из первых приложений в составе решения WebEx Connect.
А как насчет управления системами? Похоже, в Cisco в большей степени намерены эволюционировать в область автоматизации ИТ-операций или управления инфраструктурой?
Есть несколько направлений, куда мы вкладываем деньги. Приобретена компания Securent, разрабатывавшая средства управления корпоративными политиками. Политики, которые сегодня для многих ИТ-специалистов кажутся чем-то очень абстрактным и сложным, планируется превратить в сервисы, которые будут поддерживать не только приложения Cisco, но и другие бизнес-приложения.
По мере вашего продвижения к вершине программного стека можно ли ожидать усиления конкуренции с партнерами в области центров обработки данных или с разработчиками программного обеспечения?
Я не представляю себе ситуации, при которой мы будем конкурировать с нашими партнерами по центрам обработки данных. Мы уже осуществили ряд приобретений, а кроме того, активно занялись разработками, открывающими новые горизонты в области управления компьютерными системами и системами хранения, виртуализации и т. д.
Поговаривают, в Cisco готовы сделать крупные «программные» приобретения в рамках развития стратегии «превращения сети в платформу». Можете ли вы прокомментировать это?
Компания WebEx была для нас первой подобной крупной покупкой. Приобретая WebEx, мы задавали себе те же самые вопросы — действительно ли программный бизнес подобного рода отвечает нашей стратегии? И пришли к выводу, что перед нами и в самом деле открываются широчайшие перспективы. Компания WebEx интересна тем, что ее специалистам, помимо создания прекрасного продукта, удалось построить бизнес-модель, которая приводит наших клиентов в состояние полного восторга. Подписка на сервисы организации совместной работы, становилась все более популярной в течение 2007 года.
Какое значение для ваших клиентов имеют изменения, внесенные за последнее время в операционную систему IOS, включая перенос ее на платформу Unix и открытие информации об интерфейсах?
Если говорить об общих тенденциях развития всего нашего программного бизнеса, который, как вы заметили, расширяется все больше и больше, то у независимых разработчиков, в том числе и у наших клиентов, появляется возможность внесения дополнительной «ценности» в наше программное обеспечение. На прикладном уровне это происходит с WebEx, на уровне инфраструктуры — со средствами поддержки унифицированных коммуникаций, в области операционных систем — с IOS. Переход к модульной структуре и микроядру на базе Linux сам по себе не является чем-то совершенно новым. Версии IOS с некоторыми из этих свойств имелись у нас и прежде. Движение вперед состоит в обеспечении модульности сервисов. В результате у клиентов появляется возможность их гибкого подключения, обновления, добавления новых сервисов к своей сети и упрощения процессов, которые присущи сегодня очень крупным и сложными корпоративным сетям. Сегодня мы активно занимаемся всем этим. Но я бы пока не стал говорить о каких-то конкретных сроках появления коммерческих продуктов.
Насколько существенны изменения в традиционной для Cisco стратегии развития сетевой операционной системы IOS?
Для нас это значительный шаг вперед. Со временем заказчики смогут воспользоваться расширенными интеллектуальными возможностями, которыми мы наделяем сетевые инфраструктуры. В целом наши усилия направлены на поиск путей, способных помочь им извлечь дополнительные преимущества из развитой функциональности, доступной сегодня в сетевых решениях. Программному обеспечению отводится здесь роль важнейшего звена, которое должно связать бизнес-архитектуру с технологической архитектурой. Информация о том, что мы делаем сегодня в плане организации совместной работы, отражает один из основополагающих принципов данной стратегии. Эффективное взаимодействие сотрудников предприятий обеспечивает повышение производительности их труда в условиях существующего многообразия бизнес-процессов.
Насколько важной вам представляется работа над созданием экосистемы, сравнимой с той, которую Microsoft имеет благодаря Windows?
За последние шесть-семь лет нам удалось создать экосистему, объединившую разработчиков инновационных приложений, созданных на базе нашей платформы. Многие из таких приложений ориентированы на различные вертикальные рынки — система унифицированных коммуникаций для здравоохранения, госучреждений или предприятий розничной торговли. Стало ясно, что, открыв интерфейсы, предоставив хорошую документацию, средства разработки и поддерживая сообщество разработчиков, мы получаем огромное количество инновационных решений. В течение двух-трех ближайших лет мы намерены вывести все это на новый уровень и поддерживать предоставление более широких возможностей наших партнеров для ведения собственного бизнеса на основе предлагаемых нами продуктов. Если вы посмотрите на экосистему WebEx Connect, то не увидите там традиционных признаков коробочных программных продуктов. Она ориентирована на разработчиков технологий Web 2.0 в самых разных странах. В их арсенале имеется множество инноваций, но у них нет возможности вывести свои продукты на глобальный рынок и организовать прибыльный бизнес. Мы способны помочь им, дополнив свою бизнес-модель поддержкой организации их контактов с потенциальными клиентами и предоставления механизмов извлечения прибыли из разработанного ими ПО.
Как вы определяете, какие программные сервисы относятся к сетевому, а какие к более высокому уровню информационной инфраструктуры?
С течением времени все более отчетливо прослеживается глобальная тенденция перемещения сервисов с прикладного уровня через программное обеспечение промежуточного слоя в сетевые устройства. Многоадресная передача, которая ранее выполнялась серверными приложениями, со временем была перенесена на уровень сети и сегодня поддерживается сетевым оборудованием. Межсетевые экраны — еще одна технология, существовавшая поначалу в виде автономных приложений, сегодня интегрированная в сеть. По такому пути идут и другие сервисы. К примеру, средства предоставления информации о присутствии. Если подобная функция реализована в приложении, соответствующие сведения могут получить только пользователи данного приложения. Перенос такой информации на уровень сети сулит множество преимуществ и позволяет создать универсальный сервис, который способен снабжать необходимыми сведениями множество различных приложений. Так, в окне мгновенного обмена сообщениями я всегда могу увидеть, находится ли мой коллега у телефона и готов ли он ответить на звонок. Перенос информации о присутствии с уровня приложений в область сервисов, а может быть, и на сетевой уровень открывает новые возможности. Политики — это еще одна разновидность сервисов. Они сегодня в большинстве случаев реализуется приложениями, но заказчики уже видят значительные преимущества, которые можно получить при их переводе на сетевые платформы, где к ним могли бы обращаться все приложения.
А после того как вы реализуете все это, не возникнет ли противоречий с партнерами, разрабатывающими программное обеспечение?
Думаю, в большинстве случаев не возникнет. После того как мы приобрели Securent, мне ни разу никто не позвонил и не сказал, что мы вторгаемся в область его интересов. Наши партнеры, мне кажется, понимают, что мы можем привнести дополнительную ценность в их приложения, предоставив сервисы, позволяющие поддерживать связь последних с другими корпоративными приложениями.
Вопросы управления всегда актуальны как для Cisco, так и для любой другой ИТ-компании, приобретающей в год по 15 организаций. В связи с этим возникает вопрос о приоритете задачи создания совместимого интерфейса управления, который может применяться для всех устройств и приложений компании. Насколько высок такой приоритет?
Если ответить коротко, то это — приоритетная задача. До прихода в компанию в 1995 году в течение длительного времени я был заказчиком Cisco и привык в то время выражать недовольство средствами сетевого управления. В последние же годы мне постоянно приходится заниматься вопросами организации голосовой связи. Если вы посмотрите на наши продукты для унифицированных коммуникаций, то увидите, что в нем присутствуют все необходимые средства для подготовки к работе, управления, мониторинга — словом, полный стек управления, предоставляемый клиентам как часть решения при выпуске каждой новой версии системы унифицированных коммуникаций. Такая модель будет проникать и в другие сегменты. В прошлом году мы купили компанию Sheer Networks. Она занимается разработкой продуктов для поставщиков услуг, которые обладают достаточно широкой функциональностью управления, необходимой для решения задач, стоящих перед провайдерами. Ключевым компонентом Sheer является механизм корреляции событий, позволяющий решить одну из самых сложных задач, возникающих в мире управления сетями. Обладая подобной технологией, мы сможем добиться успеха на современном рынке.