Ситуация на российском рынке ноутбуков меняется настолько быстро, что производители должны максимально четко планировать свои действия. Иначе можно потерять темп развития бизнеса. Нечто подобное едва не произошло в прошлом году с компанией Toshiba в России.
По словам Питера Икса, вице-президента по региону EMEA Toshiba Europe GmbH, сейчас Россия находится на четвертом месте среди европейских стран по темпам роста продаж ноутбуков. Рынок России, СНГ и стран Балтии на сегодняшний день оценивается компанией как один из самых перспективных и быстрорастущих. Как заявил Икс, за последний год продажи в этом регионе выросли втрое и составляют сейчас около 40% европейского оборота компании. В 2006 году компания также добилась отличных результатов: продажи ноутбуков в России выросли более чем вдвое. Это сразу вывело Toshiba на третье место (после Acer и Asustek) с долей в 10,9% рынка.
Итоги 2007 года оказались менее однозначными. Несмотря на то, что рост продаж составил 50,8%, доля ноутбуков Toshiba на российском рынке снизилась до 10%. Компания по-прежнему занимает третью строчку в списке лидеров продаж, однако положение было оценено как... критическое. Причиной таких результатов стала ошибка в аналитических прогнозах. Согласно им, объем российского рынка ноутбуков в третьем квартале прошлого года должен был составить примерно 660 тыс. штук. Но по итогам квартала оказалось, что прогнозы были занижены более чем в полтора раза, то есть реальный объем продаж составил более 930 тыс. штук. Неправильно рассчитанные объемы поставок привели к дефициту в самых продаваемых сегментах ноутбуков — низкой и средней ценовой категории. Ситуацию не удалось исправить и в четвертом, самом значимом с точки зрения объемов продаж, квартале.
Сделав выводы из итогов прошедшего года, компания приняла решение сделать рывок и достичь в этом году доли рынка в 15%. Правда, если не произойдет снижение рыночной доли ноутбуков основных конкурентов, то Toshiba все равно останется на третьем месте, но с гораздо более убедительными результатами. Для достижения поставленной цели компании снова придется продемонстрировать взрывной рост продаж, но имеющиеся оценки объема российского рынка и динамики его роста позволяют говорить о достижимости намеченной цели. Так, предполагается, что рост рынка в этом году составит около 30% и всего будет продано около 3,4 млн мобильных компьютеров. А уже в январе Toshiba увеличила объемы продаж ноутбуков втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Способы достижения поставленной цели были названы достаточно традиционные — расширение модельного ряда, улучшение взаимодействия с дистрибьюторами и с партнерами второго уровня, маркетинговые и рекламные акции, направленные на конечных пользователей. Для увеличения лояльности пользователей компания создала собственный информационный центр. Принимая это решение, в Toshiba опирались на опыт европейского рынка, на котором возможность обратиться за консультацией по телефону горячей линии является важным фактором при выборе ноутбука того или иного производителя. Теперь и в России по всем вопросам, связанным с ноутбуками Toshiba, можно получить консультацию по телефону горячей линии. Операторы информационного центра дадут информацию по вопросам гарантийного и послегарантийного обслуживания, подскажут характеристики новых моделей, адреса магазинов и сервисных центров, а также примут предложения и пожелания клиентов.
Кроме того, принято решение о диверсификации бизнеса. В частности, начато производство жидкокристаллических мониторов и цифровых видеокамер. В Toshiba приняли решение стартовать сразу в сегменте видеокамер высокой четкости. В настоящий момент компания представила четыре разные модели, использующие в качестве носителя информации жесткие диски, которые защищены от ударов системой, аналогичной используемой в ноутбуках Toshiba. Как отметил Игорь Снытко, генеральный менеджер по странам СНГ и Балтии Toshiba Europe, к концу 2009 года компания намерена занять второе место среди производителей любительских цифровых видеокамер.