Для компании «Аэрофлот», отметившей в феврале свое 85-летие и являющейся старейшей из авиакомпаний на мировом рынке, важнейшим с точки зрения ИТ событием минувшего года стало снятие законодательных ограничений на выпуск и использование электронных авиабилетов, как считает Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора, директор департамента ИТ компании «Аэрофлот». Компания и ее ИТ-подразделение очень активно включились в этот процесс, занявшись решением множества вопросов, связанных с переходом на электронные билеты. Среди них — развитие Internet-продаж и выпуск контрольно-кассовых чеков при продаже электронных билетов.
«К сожалению, ограничения на использование электронных билетов были сняты достаточно поздно, и нам сейчас приходится догонять мировое сообщество, — пояснил Кирюшин. — Сроки сжатые: до июня все авиакомпании должны перейти на выпуск электронных билетов, и сейчас мы находимся в цейтноте. Тем не менее, прекрасно понимая важность этой работы, мы прикладываем все усилия, чтобы уложиться в отведенные сроки».
Вторым по важности направлением деятельности в области ИТ в компании считают внедрение пакета бизнес-приложений SAP Business Suite. В минувшем году осуществлялась подготовка и запуск проектов, связанных с планированием и бюджетированием, управлением аудитами и рисками, техобслуживанием и ремонтами самолетов и ряд других направлений.
Очень важное место в деятельности ИТ-службы компании отводится также решению вопросов ИТ-стандартизации и повышения уровня зрелости ИТ-управления. По словам Кирюшина, практически завершен переход на сервисную модель деятельности ИТ-подразделения. Подготовлен каталог сервисов, к ним «привязаны» все запросы и изменения, ведется учет оказываемых услуг. Развернута система управления ИТ-инфраструктурой Altiris (ее разработчик, одноименная компания, вошла в состав Symantec), такая система обеспечивает централизованный сбор информации о том, что происходит на компьютерах компании. Продолжается категоризация информационных систем и разработка методологии и планов по обеспечению их безопасности.
Осуществляется и внедрение интеграционных продуктов семейства IBM WebSphere, на основе которых выстраивается корпоративная сервисная шина — ключевой компонент SOA.
В этом году планируется развернуть новую систему для центра управления полетами компании, в значительной степени опирающуюся на возможности внедряемых в «Аэрофлоте» интеграционных продуктов. В том числе необходимо обеспечить интеграцию с аэрослужбами «Международного аэропорта Шереметьево» и «Шереметьево-3». Интеграция посредством единой сервисной шины предусматривается и в ходе развертывания ряда других систем.
В настоящее время продолжается подготовка к организации переезда штаб-квартиры компании в новый офисный комплекс, который строится рядом с «Шереметьево-2». Одновременно ведется проект по созданию системы управления ресурсами для производственной деятельности компании.
В ходе подготовки ко вводу в строй нового терминала все вопросы согласовываются между ИТ-подразделениями «Шереметьево-3» и «Аэрофлота». В частности, в терминале планируется установить около 25 киосков самостоятельной регистрации. Как пояснил Кирюшин, эти киоски упрощают, ускоряют и удешевляют процедуру регистрации. Ранее в «Шереметьево» уже были внедрены шесть киосков самостоятельной регистрации пассажиров, но пока они предназначены только для пассажиров без багажа. Кроме того, услуга все еще недоступна партнерам компании по альянсу SkyTeam.
Еще одним серьезным направлением работы станет развитие интеграции информационных систем компании и ее партнеров по альянсу. В свое время обеспечение стыковки с системами партнеров было одним из важнейших условий принятия «Аэрофлота» в SkyTeam. К моменту вступления в альянс компания выполнила все базовые требования и обеспечила информационную интеграцию с партнерами. В настоящее время информационное взаимодействие между партнерами выполняется по принципу «каждый с каждым». Эта особенность влечет за собой определенные сложности, связанные с появлением новых членов в составе альянса. Сейчас по инициативе компании KLM сформирована рабочая группа, которая прорабатывает варианты перехода на единую интеграционную платформу в рамках альянса. «Аэрофлот» также принимает участие в этой работе.