Министерство информационных технологий и связи провело 20 февраля совещание, посвященное началу внедрения комплектов свободного программного обеспечения в российских школах. В 2008 году продукты будут опробованы в Республике Татарстан, Пермском крае и Томской области, а в 2009-м их планируется установить на каждом школьном компьютере страны. Таких компьютеров, по оценкам Мининформсвязи, около 700 тыс.
Конкурс на поставку пакета свободного программного обеспечения на базе Linux для российских школ был проведен в ноябре 2007 года. Победителем тендера достаточно неожиданно была признана компания «Армада», которая объединила во временный консорциум нескольких ведущих разработчиков свободного программного обеспечения, в том числе «Альт-Линукс» и «Линукс-Инк» и «Линукс-Онлайн». Стоимость своих услуг в «Армаде» оценили в 59,5 млн руб.
Компания «Армада» уже выпустила дистрибутивы для первых 40 школ, в которых до 15 апреля будет проходить эксперимент с внедрением. В мае комплекты появятся у 50% городских и 20% сельских школ пилотных регионов. Тогда же завершится создание учебных курсов и методических материалов для учителей и доработка дистрибутивов на основе полученного отклика. Полноценная эксплуатация программ начнется первого сентября, и, возможно, уже в этом году пилотных регионов станет больше. По словам заместителя начальника отдела информатизации образования Федерального агентства по образованию Станислава Филиппова, на внедрение в 2008 году выделено порядка 18-19 млн руб.
После череды тестирований из нескольких вариантов дистрибутивов было отобрано два — от «Альт-Линукс» и «Линукс-Инк». Как отметил заместитель генерального директора компании «Армада» Игорь Горбатов, установка первого дистрибутива на малопроизводительных компьютерах занимает два часа, тогда как второго — четыре. Что объяснимо — дистрибутив от «Линукс-Инк» требует вдвое большего дискового пространства.
Председатель правления Центра свободных технологий Виктор Алкснис заявил, что число маломощных школьных компьютеров значительно превышает предварительные оценки (в одних только пилотных регионах ПК с оперативной памятью менее 526 Мбайт составляют от 30 до 60%). Фактически объем оперативной памяти на школьных ПК варьируется от 32 Мбайт до 2 Гбайт. В связи с этим в обоих дистрибутивах предусмотрены три возможные конфигурации: для компьютеров с памятью емкостью от 1 Гбайт и процессором с тактовой частотой от 1,5 ГГц, с памятью от 256 Мбайт и процессором от 667 МГц и с памятью от 128 Мбайт и процессором от 233 МГц.
Для еще более «скромных» машин (до 128 Мбайт оперативной памяти) «Альт-Линукс» разработала решение «Линукс Терминал», позволяющее использовать их в качестве тонких клиентов, соединенных с сервером — компьютером учителя (этому компьютеру придется обеспечить высокую производительность: процессор Intel Core2 Duo или AMD Athlon64 X2 и от 2 Гбайт оперативной памяти). Горбатов убежден, что школам не стоит стремиться постоянно модернизировать технику, ведь она не предназначена для запуска игр или сложных графических решений, а свободное программное обеспечение, необходимое для организации учебного процесса, не является ресурсоемким.
Как заметил Филиппов, государство вовсе не стремится, чтобы школы использовали единственную платформу. К примеру, Горбатов полагает, что столичные школы будут учить работе и на Windows, и на Linux, и на Mac OS. Цель — дать школам возможность использовать недорогое легальное программное обеспечение после того, как в 2010 году истечет срок действия лицензий, приобретенных государством у Microsoft на три года. Серьезным препятствием, однако, может стать консерватизм учителей. Алкснис считает, что для его преодоления необходимы, с одной стороны, директивные указания сверху, а с другой — моральное и материальное поощрение за использование свободного программного обеспечения.
Важной составляющей проекта станет организация объединенной технической и методической поддержки. Пользователи смогут по горячей телефонной линии, электронной почте или через сайт обращаться в региональные центры поддержки, которые будут давать оперативные ответы на типичные вопросы. Более сложные задачи, не требующие программирования, должны оттуда передаваться в службы поддержки компании-разработчика, которые к концу года также полностью перейдут на региональный уровень. Наконец, при необходимости дополнительного кодирования проблемой займется непосредственно разработчик. В отдельных случаях возможен выезд специалистов к пользователю.
В этом году в систему поддержки инвестирует государство. Тем не менее, как утверждает Горбатов, пока «Армада» терпит убытки, работая над реализацией проекта. Он надеется, что положение спасут региональные органы власти, которые подключатся к финансированию; сейчас для них готовятся соответствующие прошения.
Выпуск пакета свободного программного обеспечения для полной автоматизации деятельности школ Горбатов считает преждевременным: в сельской местности отсутствует такая потребность. Серверные решения появятся в дистрибутивах позднее, хотя у разработчиков, участвующих в проекте, они уже есть. А тем временем Горбатов призывает школы, не расположенные в пилотных регионах, также ознакомиться с предлагаемым комплектом и высказать свои пожелания. Сделать это можно на сайте http://linux.armd.ru.
Вслед за школами на свободное программное обеспечение могут перейти муниципальные органы, медицинские учреждения, силовые структуры. По сообщениям представителей Мининформсвязи, некоторые субъекты федерации и федеральные органы выразили желание испытать его в пилотном режиме. В рамках федеральных целевых программ планируется адаптация некоторых уже существующих программных систем под платформу Linux. Для Алксниса общенациональный отход от проприетарных программных продуктов означает в первую очередь обеспечение безопасности государства. Горбатов добавляет, что реализация централизованных проектов на базе открытого кода обещает и существенную экономию государственных средств, ведь сейчас большие бюджеты расходуются под разрозненные разработки, которые во многом повторяют друг друга.