Задача по внедрению системы автоматизации управления предприятием стояла перед ИВК достаточно давно. Первоначально для этих целей использовалась система собственной разработки — КИС ИВК. Но впоследствии было принято решение о внедрении более совершенной и функциональной системы — Microsoft Dynamics NAV 4.0. Первые попытки по ее внедрению (тогда еще под именем Navision) были предприняты пять лет назад.
Результаты годового сотрудничества с первым подрядчиком абсолютно не удовлетворили руководство ИВК. Был заключен договор с другой компанией. Однако и ее подход к внедрению системы, по словам Григория Сизоненко, генерального директора ИВК, был неприемлем для отлаженного бизнеса ИВК. Специалисты обеих внедренческих компаний старались втиснуть бизнес-процессы ИВК в имеющиеся в NAV 4.0 типовые модели, модули и сценарии, мотивируя свою стратегию тем, что так действуют все, кто внедрял у себя Navision, и что вообще эта система является набором передовых средств автоматизации апробированных бизнес-процессов, многократно проверенных мировой практикой. Подобный подход совершенно не устраивал руководство ИВК — в компании стремились перейти на новую прикладную платформу, сохранив собственные наработки и бизнес-схемы: ИВК — довольно специфическая компания, выполняющая заказы для силовых ведомств. Поэтому было необходимо реализовать управление различными формами и регламентами приемки, специальных исследований и тестирования. Работа с госзаказчиками накладывает дополнительные требования к системе, в частности нужна поддержка многолетних контрактов по фиксированным спецификациям, где часть комплектующих допускает эквивалентную замену, а часть должна храниться на складах до завершения действия контракта.
Поэтому было принято решение о самостоятельном внедрении системы. Над проектом трудились пять сотрудников компании. На полное завершение работ у них ушло три года, и в феврале 2007 года система автоматизации управления была запущена во всех подразделениях ИВК. Был выбран сценарий одномоментного перехода на новую систему с автоматическим переносом данных из прежних систем, чтобы избежать длительного переходного периода. Такой подход позволил практически сразу перевести все подразделения ИВК на работу в новом информационном пространстве. Система без изменений проработала год, пройдя все этапы подготовки и сдачи квартальной и годовой финансовой и управленческой отчетности, и только после этого состоялось публичное объявление о внедрении.
Созданная также на базе NAV 4.0 система, получившая название «ИВК Предприятие», охватывает все сферы деятельности производственно-торговой компании, от предварительного планирования и операционного управления до получения аналитических отчетов и информации для руководства. Новая разработка позволяет оперативно отслеживать, какие процессы в компании и в какой стадии находятся, принимать решения о краткосрочном и долгосрочном планировании. Всего с системой работают 80 пользователей, но так как закуплено 40 лицензий, то количество одновременных подключений также не превышает 40. Как показала практика года эксплуатации, такая конфигурация достаточна для полноценного функционирования компании ИВК.
В системе реализован полный функционал ERP для дискретного производства, включая планирование производственной деятельности и финансовую отчетность. К тому же «ИВК Предприятие» позволяет описывать работу любого числа складов и производственных площадок, учитывая типичные для отечественного рынка расхождения планируемых и реальных поставок комплектующих; сохраняет целостность и полноту учета и планирования при использовании подрядной схемы работы.
В процессе внедрения специалисты ИВК получили большой практический опыт, а потому было принято решение о выходе с системой «ИВК Предприятие» на рынок, позиционируя ее как разработку для вертикального рынка. Система «ИВК Предприятие» включает в себя базовые модули «Бухучет», «Финансы», «Продажи», «Закупки», «Склад» (с расширенной функциональностью учета), «Производство» и «Сервис», которые могут быть дополнены необходимыми решениями под конкретного заказчика. Особую гордость разработчиков составляет модуль «Производство». Дело в том, что соответствующий модуль NAV 4.0 был не способен выполнять поставленные задачи и его пришлось существенно дорабатывать. Объем доработок был настолько значителен, что занял более половины всего времени внедрения системы в ИВК.
Иван Коровин, руководитель информационной службы ИВК, отметил, что накопленный опыт позволит коллективу из трех-четырех разработчиков внедрить «ИВК Предприятие» в течение одного года практически у любого заказчика. Так как для проведения работ необходимо иметь соответствующую сертификацию от Microsoft, то определенные шаги в этом направлении в ИВК уже предпринимаются.