Европейская комиссия разработала общие принципы, которые должны способствовать распространению технологий радиочастотной идентификации (RFID) в странах Евроcоюза, но при этом не предложила каких-либо формальных законов, регулирующих эту сферу.
По словам представителей Комиссии, этот предварительный вариант должен помочь производителям средств RFID, а также потенциальным пользователям применять данную технологию, не нарушая права на частную жизнь.
Комиссия рекомендует производителям меток радиочастотной идентификации прежде, чем продавать свои решения, проанализировать, не будут ли они нарушать права граждан на частную жизнь, а всем участникам тех отраслей, которые планируют использовать такие метки, — подписать кодекс, регулирующий применение этих решений. Комиссия также считает, что в отраслях, применяющих технологию RFID, необходимо выбрать определенный символ, который будет указываться на товарах, содержащих такие микросхемы, для того, чтобы предупредить об этом потребителей. Также предлагается, чтобы метки автоматически деактивировались там, где были приобретены товары.
Метки RFID, установленные на упаковках со скоропортящимися продуктами, такими как молоко, могут уведомлять потребителей, если продукты испортились, но, как подчеркнул представитель Комиссии Мартин Селмейр, такая услуга является дополнительной.
«Вы должны иметь возможность сами решать, например, разрешать ли пакету с молоком «общаться» с вашим холодильником», — заметил Селмейр во время пресс-конференции.
Комиссия начала восьминедельные консультации, которые завершатся 25 апреля, со всеми заинтересованными сторонами, в том числе отраслевыми группами, сообществами потребителей и группами по защите прав на частную жизнь. Комиссия надеется, что ее рекомендации будут приняты летом этого года.
Селмейр подчеркнул, что успех на рынке потенциально агрессивной технологии возможен только в том случае, если гарантируется, что данная технология учитывает право людей на частную жизнь.
«Новая технология начнет пользоваться популярностью только при условии обеспечения защиты информации», — сказал он.
Средства радиочастотной идентификации могли бы кардинальным образом изменить операции логистики, позволив компаниям отслеживать перемещение товаров от фабрики до полки магазина.
В Европе сейчас используются три вида меток RFID. Пассивные метки RFID, которые сами по себе не требуют источника питания; напряжения, созданного радиочастотным сигналом, испускаемым модулем считывания, достаточно для активации их метки и передачи в ответ короткого потока цифровой информации. Как правило, эта информация включает в себя уникальный идентификационный номер, служащий в качестве указателя на запись в базе данных. — Полупассивные метки RFID имеют встроенные батарейки и не требуют для питания микросхемы энергии, излучаемой модулем считывания. Это позволяет таким маткам работать со значительно более слабыми по мощности сигналами, а их радиус действия значительно больше аналогичного показателя пассивных меток. Но при этом такие тэги и стоят значительно дороже. Активные метки RFID имеют свой собственный источник питания, как правило батарейку. Это позволяет использовать более сложные микросхемы, обладающие более широкими функциями.
Согласно исследованиям, проведенным Комиссией, в странах Евросоюза в 2006 году было продано 600 млн. тэгов RFID (практически все из них пассивные). Предполагается, что к 2016 году в мире будет использоваться около 300 млрд. тэгов.