Владельцев мобильных телефонов в России намного больше, чем клиентов банков и держателей пластиковых карт. Поэтому идея использовать мобильные телефоны в качестве инструмента оплаты неудивительна. Сейчас у «большой тройки» операторов мобильной связи («ВымпелКом», МТС, «МегаФон») есть инструменты для оплаты услуг при помощи мобильного телефона, однако они привязаны к определенным банкам и не являются универсальными. Общей для всех операторов платформы мобильной коммерции пока нет, но государство очень заинтересованно в ее создании.
В рамках реализации программы «Электронная Россия» создаются опытные зоны мобильной коммерции и федеральный информационный центр для обеспечения платежей за услуги государственных учреждений с помощью мобильного телефона. Ее создание поручено «Инфокоммуникационному союзу», который выступает в роли координатора деятельности ряда ведомств, операторов и банков.
Такие зоны создаются в трех городах — Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. В этих городах будут работать по три системы — по одной от каждого оператора. Один из фрагментов, который будет запущен в июле этого года, — плод труда «МегаФона», «Связь-Банка» и «Московской сотовой связи». Второй, работающий с ноября 2007 года, создали «ВымпелКом», банк «Таврический» и «Дельта-Телеком». Третье решение представят МТС и «Интеллект Телеком». Главная цель функционирования пилотных зон — не создание отдельных фрагментов систем мобильных платежей, но определение методов их взаимодействия. Результаты исследований будут обобщены 22 апреля на коллегии Мининформсвязи, которая будет посвящена проблемам мобильной коммерции.
Уже разработано несколько различных типов решений для оплаты с помощью мобильного телефона. Их разделяют на мобильный банкинг и мобильные платежи. Мобильный банкинг подразумевает, что основные операции выполняет банк, а мобильный оператор выступает лишь как проводник команд. Наиболее популярными решениями этого типа являются системы для управления счетом пластиковой карты с помощью мобильного телефона — так устроена мобильная оплата в МТС, пользоваться услугами которой могут только владельцы пластиковых карт Сбербанка и МБРР.
В случае мобильных платежей оплата происходит со счета оператора без открытия банковского счета. По этому принципу устроена система оплаты в сети «ВымпелКома». Этот вариант более удобен, поскольку не требует от пользователя открытия банковского счета.
Для совершения покупок с помощью мобильного телефона предлагаются три технологии: USSD-запросы, обмен SMS или бесконтактная технология NFC (Near Field Communication). Две первые технологии являются неотъемлемой частью мобильной телефонии, поэтому ими можно пользоваться уже сейчас. USSD-запрос может сформировать либо сам пользователь, набрав специальный номер телефона, начинающийся со звездочки, либо сервер, потребовав от пользователя подтверждения платежа. В частности, именно так работает система банка «Таврический». Чтобы оплатить товар, покупатель должен назвать продавцу номер своего телефона. Продавец формирует платежное поручение и отсылает его оператору покупателя. Покупатель подтверждает платеж со своего мобильного телефона, и сделка совершается. Аналогично устроена оплата с помощью SMS.
Упростить процедуру оплаты с помощью мобильного телефона позволит технология NFC, посредством которой все операции можно производить локально. Работает она аналогично технологии RFID — мобильный телефон подносят на расстояние менее 10 см к считывателю, и между устройствами происходит обмен информацией, необходимой для проведения мобильного платежа. При этом мобильный телефон, естественно, должен поддерживать NFC. Сейчас в России доступны только две подходящие модели — Nokia 3220 и Nokia 6131. Для массового применения этого недостаточно, поэтому пока NFC рассматривают только как перспективную технологию.