Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) провел 21 февраля конференцию i-Community, где обсуждались актуальные проблемы социальных сетей и сетевых сообществ. В частности, была предпринята попытка сформулировать определение социальной сети, потому как «по умолчанию» каждый понимает этот феномен по-своему.
«Общность для общения»
«Самомодерирующееся явление» — такое экзотичное определение социальной сети дал Александр Авдеев, исполнительный директор «Одноклассники.ru». К сожалению, под это определение подпадает большое количество сетевых инструментов общения, начиная с новостей Fido и заканчивая блогами и сетевыми сообществами. Возможно, это определение социальных сетей и можно использовать для обобщения всей совокупности Web-ресурсов, позволяющих их посетителям общаться между собой. Однако оно не помогает выяснить, что же нового появилось в современных социальных сетях.
Более конструктивное определение дала Мария Пикалова, руководитель направления «Сообщества» проекта RB.RU. Она назвала социальную сеть «общностью людей с общими интересами и идентификаторами, которые общаются при помощи Web». Это определение максимально приближает социальную сеть к сетевому сообществу, которое также ориентировано на общение людей в рамках одной темы — главной для данного сообщества.
Это определение дополнил Андрей Акопянц, директор по стратегии «Имхонет». Он отметил, что социальная сеть должна содержать «сервис для явной организации связи между людьми». Действительно, социальная сеть позволяет не только общаться, но и искать себе единомышленников для прямого взаимодействия с ними. Именно это свойство и является новым, отличающим социальные сети от сообществ, которые были нацелены на обсуждение темы, но практически не имели инструментов прямого взаимодействия.
Константин Преображенский, продюсер проекта «Жужа», добавляет: социальная сеть должна не только обеспечивать интерактивное взаимодействие, но и дать пользователям возможность перевести «сетевые» отношения в реальный мир — по обоюдному согласию сторон. Последнее свойство и позволяет понять популярность социальных сетей, с помощью которых человек может установить новые связи в реальной жизни.
Такие проекты, как LiveJournal, «Одноклассники.ru», MySpace, YouTube и другие, ассоциирующиеся с понятием социальных сетей, действительно позволяют людям организовывать новые связи для поиска единомышленников и решения бизнес-задач. В то же время сайт MyCoke — не социальная сеть. Он предназначен для развлечения покупателей данного напитка и на повышение их лояльности, но не для установления их отношений друг с другом.
«Социализация мешает монетизации»
Никто из выступавших не назвал в качестве признака социальной сети большое количество пользователей. Возможно, это подразумевалось, поскольку трудно представить социальную сеть из нескольких человек. Однако не любой Web-ресурс, имеющий инструменты для поиска единомышленников, можно считать социальной сетью: пользователи сети также должны наполнять ее своей информацией.
Однако, чтобы набрать большое количество пользователей, разработчикам социальной сети, как правило, приходится делать сервисы своего детища бесплатными. В результате «социализация» у ресурса появляется, но далеко не всегда понятно, как получить от нее прибыль. Принцип «социализация мешает монетизации» сформулировал Никита Шерман, президент сервиса знакомств «Мамба».
«Фактически наш сервис не является социальной сетью, — заявил он, — и именно это позволяет нам зарабатывать деньги. Если бы мы разрешили образование групп и сообществ, то не смогли бы получить прибыли».
Большинство же проектов, которые претендуют называться социальными сетями, озабочены проблемой получения денег от своих пользователей. Источников доходов в основном указывается два — реклама и дополнительные платные сервисы.
Реклама на сайте социальной сети может быть очень целенаправленной и индивидуальной. Социальные сети в качестве средства установления новых связей позволяют получить наиболее точную картину пристрастий пользователя, так как они используются для поиска единомышленников. Это увеличивает ценность социальной сети для рекламодателей, поскольку они могут получить доступ к наиболее лояльным пользователям.
Расширение набора сервисов и предоставление платного доступа к ним — один из ключевых методов получения прибыли для владельцев социальной сети. Именно поэтому одной из наиболее востребованных на конференции была секция, посвященная разработке новых сервисов. Ее участники особое внимание уделили доступу с мобильных телефонов с использованием специальных Java-приложений и разработке сервисов, привязанных к информации о местоположении.
Мобильные решения привлекательны тем, что для них уже сформированы каналы поступления денег. В частности, по данным «Мамба», добавление способа оплаты услуг портала с помощью SMS позволило увеличить оборот в шесть раз: сегодня 89% платежей в «Мамба» совершаются посредством этого механизма. Если же с помощью мобильного телефона пользователи смогут не только оплачивать услуги, но и получать доступ к содержимому сайта, то это позволит расширить аудиторию и увеличить доходность проекта.
Картографическая информация, которая используется для установления связи в социальной сети, помогла бы и в доставке целенаправленной рекламы с привязкой к местоположению пользователя. Это, как предполагается, позволит владельцам социальных сетей привлечь новых рекламодателей. Сейчас подобные сервисы активно разрабатываются в рамках целого ряда проектов, однако об их «историях успеха» говорить пока рано.