Состоявшийся в начале марта очередной клиентский форум пользователей кадровой системы «Босс-Кадровик» собрал в этот раз около сотни участников и прошел в новом формате. Фокус был смещен с докладов на круглые столы по вопросам систем управления персоналом (Human Resource Management, HRM).
Такой шаг организаторов генеральный директор компании Евгений Кучик объяснил тем, что возможности «Босс-Кадровика» в последние три-четыре года опережают реальные потребности клиентов. Клиентам нужен учет кадров и расчет заработной платы, что вполне естественно, поскольку рутинные операции могут занимать около 60% времени работы HR-служб предприятий. Но «Босс-Кадровик» обладает также развитыми возможностями управления кадровыми процессами (включая рекрутинг, аттестацию, обучение сотрудников, расчет затрат на мероприятия и др.) и анализа эффективности работы персонала (расчет ключевых показателей эффективности, система поддержки принятия кадровых решений для руководства предприятия). Подобные возможности используются пока далеко не везде. Но рынок постепенно становится более зрелым, а потому разработчики решили в этот раз на форуме не сами выступать с докладами, а послушать клиентов — что же им нужно?
Система «Босс-Кадровик» предназначена в первую очередь для крупных предприятий, в числе которых многоотраслевые холдинги, и динамично развивающихся средних компаний, то есть для компаний с численностью персонала от 3-5 тыс. человек (в зависимости от отрасли) и значительной перспективой роста. Это, к примеру, могут быть отделения международных корпораций наподобие сети спортивных магазинов «Декатлон», приобретающие HRM-систему «на вырост». Эта «верхняя» область рынка HRM, по оценкам «Босс. Кадровые системы», составляет примерно его половину и имеет в России объем 70-80 млн долл. в год. Цифра может показаться оптимистичной, с учетом того, что в известном исследовании TAdviser 2006 года объем всего российского HRM-рынка в конце 2005 года составлял 53,8 млн долл. Так или иначе, в «верхнем» сегменте «Босс-Кадровик» занимает около 15% рынка, а основными конкурентами системы являются SAP Human Capital Management и Oracle HRM. (Любопытно, что «Босс-Кадровик» вполне способен работать в связке с ERP как от SAP, так и от Oracle.)
Среди своих достижений за последний год в компании «Босс. Кадровые системы» числят плановый, без запаздывания, переход на версию Microsoft SQL Server 2005 и стабилизацию работы на платформе Oracle Database в трехзвенной архитектуре («Босс-Кадровик» поддерживает обе эти платформы). Переход на трехзвенную архитектуру Oracle Database совершался сложно, более года; все это время приходилось поддерживать двух- и трехзвенную архитектуру. Кроме того, за последний год созданы два крупных технологических HRM-решения для компаний ЛУКОЙЛ и Росгосстрах.
В конце 2006 года была поставлена задача по внедрению «Босс-Кадровика» на восьми предприятиях нефтепродуктообеспечения группы ЛУКОЙЛ. Численность персонала на предприятиях — около 30 тыс. человек, внедрение нужно было провести за год. За такой срок унификации решения на предприятиях не достичь, тем не менее централизация управления кадровыми процессами нужна. В ходе проекта был создан тиражируемый HRM-шаблон на платформе SQL Server 2000, удалось совместить централизацию управления и возможность работы с индивидуальными особенностями предприятий. Базы данных получили двухуровневую организацию — на первом уровне находится корпоративное хранилище данных, где консолидируются нормативно-справочная информация и данные для корпоративной отчетности, а на втором — индивидуальные базы данных предприятий со своими настройками, отчетами и транзакционными данными. Пользователи работают в режиме терминального доступа, используя клиенты Citrix, а на серверах стоит Citrix Presentation Server, на котором работает «Босс-Кадровик», обращающийся к базам данных конкретных предприятий.
HRM-проект в Росгосстрахе был выполнен еще в 2005 году, он обеспечил управление более чем полумиллионом записей о сотрудниках. Теперь же переход с двухзвенной на трехзвенную архитектуру Oracle показал возможность совместной работы в таких масштабах Oracle Database и Citrix Presentation Server, что также используется в Росгосстрахе для обеспечения терминального доступа.
Рост оборота «Босс. Кадровые системы» в прошлом году составил почти 50%, свой вклад в это внесли также и партнеры компании. Опережающая функциональность «Босс-Кадровика» позволяет его разработчикам рассчитывать на хорошие темпы роста и в дальнейшем. В компании убеждены, что целевой сегмент рынка интересуется именно функциональностью, а вопросы стоимости HRM-решений отходят на второй план.