Генеральный директор SAP Хеннинг Кагерманн выступил на состоявшейся в начале мая в Орландо конференции SAPPHIRE, которая, возможно, станет последней с его участием, поскольку в компании Кагерманн работает последний год. С недавних пор Кагерманн разделяет свой пост с «содиректором» Лео Апотекером. Кагерманн ответил на вопросы корреспондента службы новостей IDG на SAPPHIRE Криса Канаракуса.
Какие советы вы даете своему преемнику, Лео Апотекеру?
Я не даю ему никаких советов. Мы действуем в одном ключе. Для того чтобы переход был максимально гладким, мы и работаем на правах содиректоров, я думаю, что это очень полезно. Я постепенно передаю ему свои обязанности, а он постепенно их осваивает.
Он должен добиться достижения целей, запланированных на 2010 год. Примерно через полгода мы обнародуем стратегию развития компании после 2010 года. Я бы, возможно, сделал объявление уже в этом году, но мне кажется, что подобная работа — для новой команды.
Апотекер не специалист по технологиям и не ученый, в отличие от многих других руководителей SAP. (Кагерманн — в прошлом профессор теоретической физики. — К.К.) Создает ли это какие-то трудности?
Нет. Посмотрите, ведь SAP теперь совершенно другая компания. Весьма крупная и сбалансированная. У нас есть очень много людей, которые занимаются технологическими вопросами. Теперь этим ведает не один человек.
С этой точки зрения необходим еще кто-то, кто представляет себе SAP, разбирается в запросах клиентов и может собрать вокруг себя хорошую команду.
Я думаю, что для будущего это намного важнее. Совершенно необязательно, чтобы компанией, выпускающей программное обеспечение, руководил специалист по технологиям.
Может ли модель руководства с двумя генеральными директорами работать в ИТ-секторе американского рынка, где есть такие выдающиеся личности, как Ларри Эллисон или Стив Балмер?
Нет, я так не считаю. Каждый раз, когда мы разговариваем с генеральными директорами в США, они очень удивляются тому, что мы делаем. Впрочем, для SAP такая ситуация вовсе не является исключительной. Я сам был вторым генеральным директором вместе с сооснователем SAP Хассо Платтнером в течение пяти лет. Теперь это больше вопрос подготовки смены. Конечно, могут возникнуть шероховатости, если вы не знаете друг друга. Но мы с Апотекером проработали вместе очень много лет.
Кроме того, так лучше для компании. Люди ощущают, если можно так выразиться, непрерывность преемственности. То есть это не тот случай, когда ‘приходит новый человек’ и затем начинаются разговоры о том, что изменится в данной организации, и так далее. Тот факт, что в течение года компанией руководят два генеральных директора — это хороший признак. Люди видят, что никаких радикальных изменений не будет. Уже принятые решения поддерживаются новым генеральным директором. Так намного лучше.
Говоря о роли личности, не забыли ли вы Шаи Агасси? (Агасси — бывший глава группы продуктов и технологий компании SAP. Предполагалось, что он станет преемником Кагерманна на посту генерального содиректора, но Агасси оставил компанию в 2007 году после того, как контракт Кагерманна был продлен до 2009 года. — К.К.)
Мне нечего сказать. Мы должны уважать принятые решения. «Скамейка запасных» у SAP довольно длинная. Для столь крупной компании, как SAP, это не вопрос. Я всегда говорил, что незаменимых в SAP нет. В противном случае это сулило бы неприятности компании. Все так и должно быть.
Давайте поговорим о культуре SAP. Пару лет назад компания пережила неприятную историю, ставшую достоянием широкой публики и связанную с изменениями в совете работников, которые, в конце концов, были приняты по решению суда. Высшее руководство и большинство сотрудников выступали против этого совета, заявляя, что существование такого совета противоречит культуре компании. Влияет ли деятельность этого совета на дух предпринимательства в SAP?
Совет работников — это очень специфическое образование, которое, я бы сказал, не отражает точку зрения всех сотрудников SAP. Члены этого совета были выбраны в Германии и представляют интересы некоторых людей из наших немецких филиалов, но не всех. Многие высказывались против его создания. Но мы должны уважительно относиться к этой организации, поскольку ее существование не противоречит закону. Мы работаем с ними, мы прислушиваемся к их мнению, мы поддерживаем их.
Всегда очень сложно говорить о духе предпринимательства в компании… Я думаю, что невозможно осуществлять оперативное руководство публичной компанией, постоянно напоминая, что вы ее основатель. У вас есть множество акционеров, и вы отвечаете перед ними. С этой точки зрения иногда решения принимаются дольше, чем следовало. Вы не можете взять их из воздуха. Однако, если посмотреть, что мы сделали за последние годы, все инновации, новые продукты и так далее, то никто не может сказать, что мы добились меньшего, чем раньше.
Что вы считаете своими самыми важными достижениями?
Я начинал работать в роли генерального директора в 2002 году в очень сложных условиях; нам нужно было вновь добиться темпов роста, выражаемых двузначным числом, и завоевать определенную долю рынка. Теперь мы заключили самый крупную сделку за всю историю SAP по приобретению компании Business Objects. Еще одним очень важным делом я считаю выпуск решения нового класса — «ERP по требованию», Business ByDesign. Я оставляю SAP в весьма неплохой ситуации, с потенциалом развития в новых областях и хорошим портфелем программных продуктов, который обеспечит бизнес компании на следующие пять–десять лет.