В качестве иллюстрации успехов тех или иных компаний многие годы приводили достижения предприятий автомобильной отрасли, — заметил профессор кафедры ИТ-операций и управления информацией колледжа Babson College Бала Айер. — Впоследствии примером для подражания была выбрана корпорация Microsoft. Сегодня на эту роль претендует Google». В апрельском выпуске журнала Harvard Business Review Айер попытался глубже заглянуть в Google и выяснить, что же движет этой «инновационной машиной». В беседе с Кэтлин Меламьюка он рассказал о секретах, которые в конечном итоге удалось обнаружить ему и его соавтору, легендарному Тому Дэвенпорту.
Давайте поговорим о ключевых факторах, способствовавших успеху Google. Первым из них является «стратегическое терпение». Что вы под этим понимаете?
Посмотрите на декларируемую ими цель: «Приводить информацию, накопленную в мире, в организованный вид, делать ее универсально доступной и полезной». Позволю себе утверждать — решение такой задачи занимает очень длительный период времени. Генеральный директор Google Эрик Шмидт заявлял, что на это уйдет примерно 300 лет. Когда компания ставит себе столь амбициозную и долгосрочную цель, у нее появляются существенные отличия от всех остальных. Она идет вперед, зная, что предстоит пройти долгий путь. И это прослеживается в каждом ее шаге.
А как другим игрокам последовать такому примеру, если сегодня на бирже квартальные финансовые отчеты решают все?
Google не играет по этим правилам. Компания сама меняет правила в соответствии с заявленной ею миссией. Ее действия могут принести результат лишь в долгосрочной перспективе. И анализировать ее текущие квартальные показатели не имеет особого смысла.
В бизнесе это основное: вам хочется, чтобы миссия ваша звучала солидно и убедительно. Декларируя ее, вы можете предоставить сотрудникам желаемую свободу, обеспечить высокую производительность труда и внедрение новаторских решений. Кроме того, перед людьми открывается свобода действий в рамках выбранного направления. Увы, часто миссия выглядит несколько оторванной.
Каким образом корпоративная инфраструктура Google поддерживает инновации? Все думают, что если деятельность компании основана на Internet, то она получает полную свободу действий... в рамках Internet. Но ведь Google вкладывает миллиарды долларов в решения, размещаемые поверх Internet. У Google имеется собственная операционная система, которая работает поверх Internet и базируется на Linux. Компания приспосабливает Internet к своим потребностям.
Google оперирует огромным объемами информации. Центры обработки данных для нее очень важны. И ей нужна возможность открывать новые центры, как только возникает такая необходимость. Создавая очередной центр обработки данных, компания запускает его в эксплуатацию в течение восьми часов. Это феноменальный результат, который становится возможным благодаря инвестициям. И когда Google представляет новые продукты и услуги, ни у кого не возникает вопроса, сможет ли имеющаяся инфраструктура поддерживать их.
Мне кажется, повторить такое кому-то другому практически невозможно. И интересно здесь не построение еще одной многомиллиардной инфраструктуры, а открывающаяся перед пользователями возможность адаптировать ее к своим нуждам. Вы можете выстраивать слой своей собственной системы поверх имеющейся общей инфраструктуры. Разве не этим заняты сегодня в Salesforce.com? Облако Amazon, инфраструктура eBay — мы видим такие примеры повсюду. Платформу следует выстраивать поверх доступной инфраструктуры Internet. Идея заключается в том, чтобы добавить к уже имеющейся основе свой собственный секретный «соус», позволяющий сформировать собственную экосистему.
Вы заявляете, что описания вакансий Google буквально пронизаны инновациями. Как такое возможно?
Примерно 70% своего времени менеджеры тратят на основной бизнес, 20% — на связанные с этим, но другие проекты и 10% — на какую-либо другую деятельность. (Технические специалисты 80% времени тратят на основной бизнес и 20% на другие проекты.) Это не обязательно происходит ежедневно, но в среднем время распределяется примерно в таких пропорциях.
Звучит достаточно интересно, но при отсутствии конкретных результатов это не более чем пустое заявление.
Однако достижения ведь налицо. За 20% рабочего времени люди успевают создать феноменальные вещи, в том числе Gmail, AdSense и Google News. Когда в вашей команде имеются творческие люди, а вы в состоянии грамотно поставить им задачу, это приносит великолепные результаты.
Похоже, инновациями такого рода может заниматься любая компания, выделяющая на это соответствующие ресурсы...
Каждой компании следует заниматься этим. Именно так зарождаются лучшие идеи, хотя это и может показаться глупостью. Нужно лишь время, чтобы подумать и разобраться во всем. Люди так озабочены получением результата, что у них нет времени на размышления. Любому, кто хочет привнести какую-то дополнительную ценность, известно, что делается это за счет свободного времени.
Говорят, Google поощряет промахи и хаос. Из каких соображений?
Промахи в данном случае не воспринимаются как что-то негативное. Компания поощряет выявление ошибок. В бизнесе, где инновации появляются ежедневно, вы не станете лидером, пока не попытаетесь выйти за пределы возможного. Известен случай, когда одна из представительниц топ-менеджмента допустила ошибку, которая обошлась компании в несколько миллионов долларов. Однако основатель Google Ларри Пейдж лишь подбодрил ее. Потому что отсутствие промахов говорит о том, что люди не идут на риск. Лучше пробовать и ошибаться, чем сидеть на месте, рассуждая: «А что, если…».
Google использует собранную информацию для изучения перспектив. Не является ли это отходом от политики поощрения промахов и хаоса?
Не хотелось бы создать впечатление, что в Google царит атмосфера полного хаоса, и там нет никаких регламентированных процедур. На самом деле, все процессы выстроены достаточно хорошо. Просто здесь прислушиваются к новым идеям. Идеи подвергаются внутреннему обсуждению на заседаниях совета директоров. При появлении новых идей о них докладывается руководству. Представлению каждой идеи уделяется 15 минут. И людей, принимающих решения, мало волнует, что обо всем этом думаете вы, — их интересуют конкретные данные, подтверждающие перспективность идеи. Поэтому авторы идей стараются узнать, что думают об этих идеях их коллеги, а уже потом представляют идеи руководству. В компании осуществляется очень жесткий внутренний контроль, и большинство идей забраковываются. Но зато можно быть уверенным в том, что действительно интересные идеи получат поддержку.