Еще лет пять назад, когда представители Citrix Systems проводили в России свои первые презентации, мало кто задумывался, что инструменты доступа в компьютеры с другой архитектурой и частное решение по запуску приложений в средах Windows и Unix с использованием типичных тогда для нашей страны медленных каналов, окажутся сегодня весьма кстати. Web-экономика требует возможности доступа к ИТ-ресурсам в любое время и из любого места, а для поддержки модели доступа к программам по запросу нужны средства их доставки без потери производительности, с учетом соблюдения требований конфиденциальности и надежности. Однако оказалось, что на рынке доставки приложений почти нет серьезных решений. Так, в перечнях, составленных аналитиками Gartner и Forrester, среди заметных поставщиков таких инструментов фигурируют, не считая откровенно нишевых игроков, лишь три компании: Citrix, Cisco и Juniper Networks. Карл-Хайнц Варум, вице-президент Citrix Systems в Центральной Европе, комментирует ситуацию, сложившуюся на рынке виртуализации и средств доставки приложений.
Citrix официально присутствует на нашем рынке уже почти пять лет. Каковы итоги работы в России?
Фактически мы работаем в России с 2000 года. С начала нашего официального присутствия здесь в 2004 году оборот увеличился в десять раз. Только в 2007 году рост бизнеса составил 120%. Мировой прирост оборота компании — 23%, до 1,39 млрд долл.
Как у Citrix складываются сегодня отношения с Microsoft? Когда-то ваш продукт — WinFrame — был лучшим решением для тонкого клиента и эмуляции Windows, затем он вошел в Windows NT 4.0 в виде Terminal Server и pICAsso. Однако Microsoft не обеспечила обратную совместимость с WinFrame и вместо поддержки протокола Citrix ICA создала собственный протокол RDP...
Отношения между компаниями нельзя назвать безоблачными — вместе с кооперацией есть и почва для конкуренции. Скажем, Xen и Hyper-V построены по разным принципам, у них разная генеалогия, разные API. Но мы много делаем для совместимости, например, виртуальная машина, созданная под Xen, может работать и под Hyper-V. Думаю, сегодня лучше говорить не о конкуренции, а об отношениях, при которых создается добавочная функциональность. Около ста наших разработчиков постоянно находятся в центре разработки Microsoft, добиваясь совместимости решений. Сообща работая в области интеграции, мы в то же время «подхлестываем» друг друга: на поле Windows преимущества у Microsoft, а для работы с другими средами наша функциональность выглядит предпочтительнее. Две компании дополняют друг друга; так, в прошлом году 60% всех лицензий на Citrix Presentation Server пришлось на платформу Windows. Формируются новые рынки, где мы можем конкурировать. В любом случае ИТ — не монолит, и ни одна компания в одиночку не сделает так, чтобы все работало вместе.
Если с Microsoft внешне ситуация выглядит как кооперация, то в случае с VMware так сказать трудно. Каковы шансы Citrix на рынке решений по виртуализации?
Только 9% новых серверов сегодня комплектуются средствами виртуализации, и здесь открывается огромный рынок, на котором нас знают по нашим продуктам доставки приложений и огромной клиентской базе, — это первое преимущество. То, что VMware в области решений по виртуализации пока впереди всех, не вызывает сомнения, но и у Xen неплохие шансы — на нашей стороне все аргументы Open Source, и мы просто обязаны ими воспользоваться — это во-вторых. В VMware исходят из того, что ИТ-инфраструктура виртуализации строится на продуктах одной компании — от резервного копирования до кластеров с высокой готовностью. Мы же открыты к тому, чтобы строить экосистему совместно с партнерами, причем не только на уровне виртуализации серверов, а включая средства доставки приложений и виртуальные настольные системы — это в-третьих.
Как распределяются доходы компании?
Как можно было заметить, мы сделали ставку на виртуализацию. Наш самый популярный продукт Citrix Presentation Server называется теперь XenApp и входит в интегрированное семейство Citrix Delivery Center. Кроме средств виртуализации приложений XenApp оно включает в себя решение XenServer (виртуализация серверов) и XenDesktop (виртуализация настольных систем). Вместе с тем, прошло лишь семь месяцев после покупки компании XenSource, и пока нет опубликованных результатов по долям продаж. Почти 20% дохода мы получаем от новых продуктов типа NetScaler и WANScaler, полученных нами от приобретенных компаний.
Каковы перспективы SaaS в мире и в России?
Модель доставки приложений по запросу — основа нашего бизнеса, именно на этот рынок мы и работаем. Так, Presentation Server изначально был предназначен для поддержки SaaS (Service as a Service). Все предпосылки для роста популярности этой модели в России налицо: физическая распределенность компаний и мобильность их сотрудников, дороговизна для небольших компаний приобретения всех необходимых для развертывания собственных ИТ-инфраструктур лицензий и т. п. Для Германии, скажем, где весьма популярен аутсорсинг, модель SaaS очень важна. Еще в 2004 году мы создали подразделение Citrix Online Services, которое помогает предприятиям буквально за считанные часы сформировать у себя необходимую в данный момент информационную инфраструктуру. Сегодня его оборот составляет 150 млн долл.
Как идет интеграция Xen в коммерческие решения Citrix? Как вообще можно заработать на Open Source?
Как и в Linux, ядро гипервизора, поддерживается сообществом Open Source, оставаясь некоммерческим продуктом, а все остальное — наши разработки. Открытость этого гипервизора позволила многим компаниям (в их числе Sun Microsystems, Oracle, Novell,Dell, HP) частично или полностью интегрировать его в свои продукты. Тем не менее, сделка по приобретению XenSource за 500 млн долл. позволила нам выйти на рынок решений виртуализации, объединив их со своей экспертизой в сфере доставки приложений. Теперь наши клиенты получат комплексное решение для построения гибкой инфраструктуры. Сотрудники и продукты компании XenSource образовали ядро подразделения Citrix Virtualization & Management Division; а сама наша компания продолжит поддержку сообщества Xen.
Открытость кода позволяет говорить о возможности достижения необходимого уровня совместимости в отрасли, учитывая, как много ИТ-компаний в той или иной степени заинтересовались кодом Xen. Кроме того, Windows Server 2008 учитывает возможность работы с гипервизором Xen. Популярность решений на базе Xen свидетельствует о том, что монополизм в области высоких технологий — вещь достаточно призрачная.
Каковы особенности построения партнерской сети компании в России?
Как и во всем мире, мы работаем по двухуровневой модели. У нас нет прямых продаж и прямых партнеров — все операции идут через двух дистрибьюторов. Уже имеется дистрибьютор на Украине, скоро появится и в Казахстане. Спрос на наши продукты достаточно высокий, особенно в связи с тенденцией к легализации программного обеспечения, что для рынка SMB весьма ощутимо — в ряде случаев общая стоимость лицензий на компанию численностью 50 человек может сделать серьезную прореху в ее бюджете. Выход может быть найден в виртуализации или SaaS, когда один сервер, предоставляемый на условиях аутсорсинга, позволяет бизнесу забыть о проблемах с развертыванием ИТ и сосредоточиться на своей основной деятельности.
Наш главный лозунг на ближайшее время — виртуализация на всех уровнях, которая станет возможной, как только мы выпустим в этом году версию XenDesktop — инструментарий виртуализации настольных систем. Остается актуальной задача расширения работы с партнерами и пользователями. Мы выполнили локализацию Presentation Server и развернули через партнеров службу технической поддержки, запустили процесс сертификации продукта в ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), специально для местного рынка выпустили версию без криптографии.