Пятое глобальное исследование уровня компьютерного пиратства проведено Ассоциацией производителей программного обеспечения (BSA) и аналитиками компании IDC. Аналитики подсчитали количество нелицензионных программ, установленных за прошлый год, и цифры их порадовали, поскольку они свидетельствуют о тенденциях снижения нелегального ПО на компьютерах пользователей. В России количество пиратских программ за 2007 год сократилось до 73% против 80% в 2006 году. Наша страна вышла в лидеры по снижению незаконно установленного ПО.
Причин такого резкого снижения количества нелицензионного ПО несколько. Внимание государства к вопросам соблюдения авторских прав и ужесточение законов, по мнению аналитиков BSA, сделали свое дело. Георг Хернлебен, директор BSA по Центральной и Восточной Европе, назвал основные причины, из-за которых уровень пиратства снижается: новые OEM-соглашения, программы легализации, продажи в государственный и образовательный сектор, преследование пиратов, рост экономики.
Сильнее всего на желание приобрести законные программы действует ожидание проверок со стороны правоохранительных органов. Согласно исследованию, финансовые потери производителей ПО в России от использования пиратской продукции выросли с 2,2 млрд долл. до 4,2 млрд. Увеличение потерь при сокращающемся уровне компьютерного пиратства произошло из-за роста компьютерного рынка и укрепления рубля по отношению к доллару в прошлом году.
Также было подсчитано, что, сократив уровень компьютерного пиратства в России до 70% к 2011 году, можно собрать 355 млн долл. в виде налоговых поступлений и создать 12,5 тыс. дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест. Однако никто из аналитиков не может дать прогноз, кем будут заполняться эти места при уже имеющемся дефиците кадров ИТ-отрасли.
Тимур Фарукшин, менеджер по консалтингу IDC Россия, представил методологию исследования рынка. Число проданных в России компьютеров (по данным IDC) умножили на количество копий ПО на ПК (данные опроса пользователей) и получили общее число установленных копий. Количество проданных копий узнали, разделив объем всего рынка на среднюю стоимость программ (сведения IDC). К общему объему установленных программ отнесли также бесплатно распространяемое ПО и программы с открытым кодом. Но этот подсчет нельзя отнести к совсем точным, поскольку он не учитывает тех ПК, на которых ОС устанавливались повторно.
Анна Петрова, юридический консультант BSA, пояснила, что все продукты пиратского бизнеса можно разделить на четыре основных типа. Это высококачественные подделки, предустановка нелицензионного ПО на новые компьютеры, использование нелицензионного ПО корпоративными пользователями и Internet-пиратство. По данным сравнительной статистики дел BSA в отношении конечных пользователей, которые предоставила Петрова, в прошлом году было проведено 599 проверок, возбуждено 264 уголовных дела, вынесено 85 уголовных приговоров (соответственно 550, 114, 50 в 2006 году). Причем следует отметить, что все приговоры были обвинительными. Однако, судя по данным за первый квартал 2008 года, число приговоров значительно снизилось — их было всего девять. Петрова считает, что основной пик активности милиции и судебных разбирательств придется на осень.
Цифры по антипиратской активности затрагивают только членов BSA, поэтому они заметно ниже, чем статистика МВД по статье 146 УК РФ, которая учитывает более широкий спектр правообладателей, включая российских производителей программных продуктов. По фактам нарушения авторских и смежных прав правоохранительными органами за прошлый год было выявлено 7874 преступления, направлены в суд уголовные дела о 5405 преступлениях, привлечено к уголовной ответственности 4088 лиц. Из незаконного оборота изъято 3,97 млн единиц контрафактной продукции на сумму 182 млн рублей.
Снижение уровня пиратства выглядит особенно актуальным при стремлении России в ВТО. Хернлебен указал на то, что каждая страна нуждается в индивидуальной программе защиты авторских прав. Нашей стране BSA предлагает и дальше наращивать темпы борьбы с контрафактом и использовать следующие меры: повысить осведомленность пользователей о ценности интеллектуальной собственности и рисках использования нелицензионного ПО; внести поправки в национальное законодательство об авторском праве с целью соответствия решениям Всемирной организации интеллектуальной собственности для более эффективной борьбы с цифровым и Internet-пиратством; создать эффективные механизмы контроля за соблюдением законодательства, организовать обучение сотрудников и работников судебных органов.