За последние несколько лет мировое производство мобильных компьютеров сосредоточилось на востоке Китая. Именно здесь появляется на свет более 80% всех ноутбуков. Все больше компаний принимают решение сократить расходы, частично или полностью перенеся в Китай производственные мощности. Так и Toshiba прекратила выпуск ноутбуков на Филиппинах и в Японии и с августа прошлого года полностью сосредоточила его на заводе в китайском городе Ханчжоу.
Идеальное место
Город Ханчжоу расположен в 200 км к востоку от Шанхая. Завод площадью 50 тыс. кв. м построен в зоне экономического развития Ханчжоу — территории площадью 105 кв. км, на которой расположились 426 иностранных и 223 китайские компании.
Одних только японских предприятий здесь более 60. На сегодняшний день они вложили в Ханчжоу около миллиарда долларов. Причин для такого интереса немало. В 30 минутах езды от города находится международный аэропорт с прямыми трехчасовыми рейсами в Японию. Туда завод Toshiba переправляет около трети своей продукции, дополнительно используя для этого шанхайский порт. Поставки в Европу (еще треть) осуществляются через порт и аэропорт Шанхая. Теми же двумя способами ноутбуки переправляются в США, куда поступает почти 18% производимой продукции.
Но, конечно, Ханчжоу привлекает не только своей транспортной инфраструктурой. В местном университетском городке разместилось 14 высших учебных заведений, в которых учатся 160 тыс. студентов. Еще 40 тыс. обучаются в Университете Чжэцзяна в Ханчжоу. Для завода Toshiba, где большая часть работ выполняется вручную, такой людской резерв представляет большую ценность. Причем резерв этот еще и недорог. По признанию менеджеров завода, китайские рабочие обходятся в десять, а то и в 20 раз дешевле японских: сборщики на конвейере получают в среднем по 150 долл. в месяц. Всего на территории, принадлежащей Toshiba в Ханчжоу, трудятся более 2 тыс. человек, половина из которых непосредственно заняты на производстве. Бразды правления отданы в руки японского менеджмента. За каждый вид деятельности отвечает отдельная компания: производство ноутбуков возложено на TIH, Toshiba Information Equipment (Hangzhou), логистика — на TLGH, Toshiba Logistics (Hangzhou), а управление — на TOH, Toshiba Hangzhou.
Немалую роль в выборе Ханчжоу для строительства завода сыграла и доступность компонентов. Производимые ноутбуки более чем на 70% состоят из компонентов китайского производства, доставляемых из близлежащих городов. Собственными комплектующими Toshiba, используемыми в тех или иных моделях, являются полупроводники, ЖК-экраны, жесткие и твердотельные диски. Последние, к слову, превращаются для Toshiba в важное стратегическое направление. Сейчас в Японии идет строительство двух заводов по производству твердотельных дисков, в которые компания вложила порядка 18 млрд долл. Таким образом, вскоре у Toshiba будет уже три японских завода, выпускающих SSD. Причем, как утверждают в Toshiba, в отличие от других производителей, компания не столкнулась с высоким уровнем возврата потребителями ноутбуков со встроенными твердотельными дисками.
Производство плюс проектирование
Производственных мощностей завода в Ханчжоу хватило бы для изготовления 250 тыс. ноутбуков в месяц, но реально производится около 200 тыс. Кроме того, у Toshiba еще остается земля, за счет которой завод можно расширить. С момента запуска производства в апреле 2003 года в общей сумме было собрано более 6 млн ноутбуков, а к нынешнему сентябрю поставлена цель довести этот показатель до 7 млн.
Другая цель — постоянное повышение качества. В период с апреля 2005-го по март 2008 года брак на производстве в TIH сократился в пять раз, а количество машин, неработоспособность которых обнаруживается после отгрузки, — вдвое. В Японии сейчас оно составляет чуть менее 2 тыс. компьютеров в месяц.
Завод занимается изготовлением «элитных» линеек Toshiba — Qosmio, Tecra и Portege. Производство массовых моделей Satellite передано на аутсорсинг компаниям Compal, Quanta и Inventec. И хотя объемы продаж Satellite в несколько раз превосходят продажи остальных ноутбуков, все передовые технологии опробуются сначала в TIH на трех названных выше линейках и лишь затем переносятся на Satellite.
Быстрое исправление ошибок, обнаруживаемых во время производства, возможно благодаря тому, что на заводе имеется свой центр проектирования со штатом около 200 инженеров. Центр занимается логическим проектированием, проектированием топологии печатных плат, системным проектированием, разработкой программного обеспечения и проектированием корпусов. Выполняется проектирование моделей по индивидуальным заказам и локализованных продуктов. У Toshiba есть и другие центры проектирования — в Америке и в Японии. Как правило, новые модели в портфеле Toshiba разрабатываются центром в японском городе Омэ, однако некоторые из них появляются благодаря совместной работе всех центров.
Также центр в Ханчжоу занимается тестированием программного и аппаратного обеспечения. Проводятся тесты на совместимость и верификацию электронных схем. Кроме того, центр проверяет модели ноутбуков и местные китайские компоненты на соответствие директиве RoHS (документ об ограничении использования вредных для окружающей среды материалов). Часть этой информации затем переправляется в Омэ.
Особую гордость руководства завода представляет камера для тестирования электромагнитной совместимости площадью 10 кв. м, начавшая работу в августе прошлого года. Ее строительство обошлось Toshiba более чем в 1 млн евро. Ранее Toshiba приходилось измерять излучение от своих ПК и воздействие на них электромагнитных волн на территории третьих компаний в Шанхае. Теперь каждая новая модель в течение трех дней тестируется в полностью изолированной камере, где ноутбук устанавливается напротив антенны, которая действует одновременно как радиоприемник и генератор излучения. Пока что в камере тестируются только готовые модели, но, возможно, со временем ее будут использовать и для отдельных компонентов.
Моделей больше, тиражи меньше
Одна из главных задач, стоящих перед TIH, — поддержание стратегии диверсификации, то есть производства большего числа моделей в небольших объемах. Имея 20 конвейеров, предназначенных для окончательной сборки компьютеров и проверки их работоспособности, завод может одновременно производить 20 одинаковых либо различных моделей. На сборку одного ноутбука из готовых компонентов уходит около двух минут. После четырехчасового тестирования и установки программного обеспечения производится упаковка.
Рекордный уровень диверсификации был достигнут в марте 2007 года, когда завод произвел 208 стандартных моделей и 3057 моделей на заказ — в среднем по 51 ноутбуку каждого вида. Высокие показатели зафиксированы также в период с октября по март 2007 года: 178 стандартных моделей и 1716 моделей на заказ в среднем по 49 штук каждая.
Индивидуальные заказы, предварительно проходящие обработку в японском офисе, выполняются в течение трех — пяти дней. Необходимые составляющие находятся тут же — на прилегающем складе поставщиков, где хранятся принадлежащие им компоненты и материалы. Помощь поставщикам в их своевременном пополнении оказывает TLGH.
В США готовые машины поступают уже через четыре дня после производства. Российским заказчикам, правда, ждать приходится по два месяца. На одно только растаможивание товара у нас уходит по две — четыре недели. Кроме того, в Россию, как и в другие европейские страны, ноутбуки Toshiba переправляются через Германию, где на них устанавливается русскоязычное программное обеспечение, маркируются клавиатуры и в коробки вкладываются брошюры. Впрочем, по словам специалиста по маркетингу и связям с общественностью департамента персональных компьютеров московского представительства Toshiba Олега Корчагина, уже через два-три года Toshiba перейдет на прямые поставки в Россию.
В результате должна не только сократиться скорость доставки продуктов, но и снизиться их цена. Сейчас логистические расходы добавляют около 20-30% стоимости ноутбука. Дороговизна Toshiba по отношению к конкурентам объясняется также необходимостью иметь собственные заводы. К тому же Toshiba не успевает удовлетворять растущий спрос, что приводит к необходимости в последний момент докупать компоненты по менее выгодным ценам.
SpursEngine уже на подходе
Одно из главных событий, ожидаемых на заводе в Ханчжоу в ближайшее время, — запуск в производство ноутбуков Qosmio, снабженных четырехъядерным графическим сопроцессором SpursEngine на базе архитектуры Cell Broadband Engine. Как заявляют в Toshiba, сопроцессор позволяет преобразовывать видео из стандартного в высокое разрешение и выводить его на телеэкран с высоким разрешением без заметной потери качества. В Toshiba обещают также, что скорость перекодирования со SpursEngine увеличится в пять раз.
Несмотря на то что до сих пор начало производства Qosmio со SpursEngine откладывалось, в Toshiba намерены наконец выпустить его этим летом. Ожидается, что в Россию этот ноутбук доберется в сентябре — октябре этого года. Однако российский офис не планирует предлагать на местном рынке все Qosmio. В то время как Toshiba приступила к созданию более дешевых моделей с ограниченным функционалом, у нас эта линейка останется представленной исключительно компьютерами высшего класса.