В центре внимания технологического форума IBM, прошедшего в Москве под девизом «Будущее за инновациями», оказались программные решения компании. Инновационные возможности взаимодействия в коллективах, предоставляемые продуктами семейства Lotus, средства превращения информации в интеллектуальный капитал компаний с помощью решений IBM по управлению информацией, оптимизация затрат на ИТ-инфраструктуру путем использования управляющего инструментария Tivoli и контроль качества прикладных программных систем с помощью продуктов семейства Rational — в рамках этих основных тем были представлены доклады специалистов IBM и партнерских компаний на параллельных сессиях форума.
Однако рефреном всего мероприятия, как и программной стратегии IBM в целом, стала сервис-ориентированная архитектура (Service-Oriented Architecture, SOA). Для корпорации SOA — не просто область приложения технологий семейства WebSphere, но та ось, вокруг которой идет развитие всех программных, а в определенной степени и аппаратных платформ. Не случайно поэтому IBM играет доминирующую роль на рынке SOA, где компании, по данным аналитиков WinterGreen Research, принадлежит сейчас 64%. На форуме директор по продажам программного обеспечения IBM EE/A Леонид Алтухов привел еще ряд довольно впечатляющих показателей, связанных с SOA, заявив, в частности, о двукратном росте инвестиций IBM в решения SOA в этом году, о более чем 6,5 тыс. компаний в мире, где развернута сервис-ориентированная архитектура на платформе IBM, а также о том, что, по данным опросов IBM, 53% ее клиентов уже используют SOA, а 37% собираются начать первый проект в этой области.По словам Алтухова, технологическая платформа для SOA в IBM уже практически полностью сформирована, поэтому основные анонсы, которые делает компания в последнее время в области SOA, связаны с более «тонкой» настройкой сервис-ориентированной архитектуры. Например, создание так называемых отраслевых инфраструктур SOA позволяет зафиксировать накопленный консультантами IBM и ее партнерами опыт построения SOA на предприятиях определенных индустрий, скажем, в банковском секторе, и сделать его достоянием всей отрасли. Специальные пакеты программных продуктов и услуг предлагаются компанией для упрощения начального этапа внедрения принципов SOA и управления бизнес-процессами на ее основе. В рамках семейства Lotus появляются инструменты для формирования обычными пользователями композитных приложений, компонующих сервисы для поддержки собственных рабочих задач. Наконец, учитывая тот факт, что количество специалистов по SOA превышает уже сто миллионов, IBM формирует социальную сеть для объединения их опыта.
Алтухов отметил, что российские предприятия по уровню адаптации SOA если и отстают от развитых стран, то не очень сильно. Количество реализованных проектов на базе решений IBM для SOA в нашей стране уже перевалило за сотню, и еще больше находится в стадии развития.
В качестве примеров были представлены проекты двух клиентов IBM. В банке «Ренессанс капитал» SOA рассматривается как один из основных факторов сохранения конкурентоспособности. Как заявил директор департамента развития информационных систем банка Ярослав Медокс, архитектура, позволяющая интегрировать автоматизированный процесс банка с внешним решением торгового партнера и использовать повторно реализованные в компании приложения, обеспечила быстрый вывод на рынок новых продуктов потребительского кредитования.
Проект в «Аэрофлоте», по словам Алтухова, был одной из первых реализаций SOA на платформе IBM не только в России, но и в мире. Проект развивается уже несколько лет, доказывая, что SOA невозможно построить в одночасье. На этот раз директор департамента ИТ «Аэрофлота» Сергей Кирюшин рассказал о переводе базовых компонентов SOA на отказоустойчивую аппаратную платформу IBM, что необходимо, поскольку сервис-ориентированная архитектура в компании является программной базой для системы управления полетами, а также о планах внедрения портального решения WebSphere для интеграции в едином окне пользовательских интерфейсов к различным приложениям.