«Солво» будет продвигать на российский рынок решения американской компании JDA по управлению цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM). Качество этого управления во многом определяется правильностью планирования товародвижения, последнее, в свою очередь, неразрывно связано с правильным прогнозированием спроса.
«Чем лучше план, тем лучше результат», — отметил Станислав Архипов, эксперт «Солво» в области SCM, выступая на конференции «Управление цепочками поставок сегодня», на которой и было объявлено о заключении соглашения. Однако, как показывает практика, прогнозирование является камнем преткновения для российского бизнеса. Проблема нередко заключается в том, что руководители отечественных компаний часто не понимают, что прогнозирование показателей хозяйственной деятельности должно быть основано как на формальных моделях бизнеса, так и на мнении экспертов. И только согласование этих двух подходов дает необходимое качество результата.
«Математические модели следует использовать везде, где это возможно», — считает Энрик Агилер, вице-президент JDA, отвечающий за работу с партнерами.
«Если раньше вы 80% времени тратили на понимание того, что случилось, и 20% — на поиск решений, то, используя модели, сможете, обратить ситуацию и тратить на поиск причин не более 20% временных ресурсов», — считает он. И за счет этого — проанализировать больше вариантов возможных решений. В то же время математические модели — далеко не все, что нужно для управления хозяйственными структурами, подобными цепочкам поставок.
«Не так важна математика, как понимание бизнеса, — утверждал в свое время Алан Рассел, один из экспертов мирового уровня в области бизнес-аналитики. — Математические модели могут быть очень примитивны». Агилер отметил, что необходимо хорошо представлять себе поведение клиентов и уметь моделировать его на качественном уровне. К примеру, один из клиентов JDA, крупнейший производитель пива в Испании, при планировании товародвижения в летние месяцы должен учитывать прогноз погоды на этот период и динамику движения населения. В жаркую погоду испанцы устремляются к побережью, в страну приезжает большое количество туристов, которые также размещаются вблизи моря, и все они активно потребляют продукцию компании. Однако в тоже время, если температура поднимается выше отметки 40 градусов по Цельсию, то большинство потребителей переходят на воду и другие безалкогольные напитки.
В России JDA при посредничестве «Солво» предлагает на сегодняшний день два продукта — модуль NetWorks Demand, который служит для прогнозирования и моделирования спроса и предоставляет возможность согласования формальной и экспертной части прогнозирования, а также модуль NetWorks Fulfillment, который позволяет управлять потоками поставок путем создания оптимальной стратегии управления запасами. Агилер отметил, что обмен знаниями между его компанией и «Солво» позволит при организации управления и прогнозирования учесть отечественную специфику.
«В каждой стране, в которую мы приезжали со своими предложениями, нас встречали утверждением, что прогнозирование их экономики и поведения потребителей невозможно», — отметил Агилер. Впрочем, продукты JDA, по его словам, успешно используются даже в такой исключительно динамичной и нестабильной экономике, как экономика Израиля.