Компания АСКОН вместе с другими разработчиками систем CAD/AEC/PLM дождалась прорыва в решении своих основных проблем. Долгие годы ее росту мешали высокий уровень пиратства в России и нехватка специалистов, способных внедрять эти системы и работать с ними.
Ситуация с подготовкой кадров, наверное, еще далеко не идеальная. Однако на прошедшем в конце мая под Санкт-Петербургом ежегодном форуме «Белые ночи САПР» руководители АСКОН уже не говорили о кадровом дефиците как о тормозе развития.
Проблема компьютерного пиратства, наоборот, упоминалась не единожды. Однако с совсем другими интонациями, чем года два-три назад. Отсутствие надежды на то, что правительство найдет эффективный способ борьбы с пиратами, сменилось нескрываемой удовлетворенностью.
«Государство наконец-то обратило внимание на ИТ-сектор. Во всяком случае, на то, что касается распространения в стране нелицензионного программного обеспечения», — заявил генеральный директор АСКОН Максим Богданов.
Благодаря производству
Произошли и другие позитивные изменения во внешней для разработчиков среде. Они связаны со значительным увеличением инвестиций в производственное проектирование, которое без специальных программных инструментов уже невозможно. Резко возросшие вложения промышленных предприятий в информатизацию способствовали тому, что рынок САПР растет быстрее, чем рынок ПО в целом. Если продажи программного обеспечения в России в 2007 году увеличились на 40%, то для CAD/PLM этот показатель, по данным IDC, составил 60%.
Темпы роста компании АСКОН еще выше: ее оборот по итогам прошлого года вырос на 89% и достиг 26,8 млн долл. Богданов отметил, что при пересчете в других денежных единицах прирост будет меньше, однако он все равно превышает 80%.
Продажи росли достаточно быстро и в предыдущие годы — на 40-45%. Однако при относительно небольших размерах компании подобные темпы роста не удовлетворяли ее руководство. Требовалось ускорение, чтобы уже в обозримом будущем приблизиться к ведущим мировым разработчикам CAD/PLM-систем по доходам и иметь больше возможностей конкурировать с ними на равных. В России пока это получается, но ситуация на рынке очень быстро меняется. «На российском рынке CAD/PLM доля АСКОН в прошлом году по сравнению с предыдущим годом возросла с 14 до 20%», — сообщил Тимур Фарукшин, менеджер по консалтингу российского офиса IDC.
Он представил также другие результаты проведенного исследования российского рынка CAD/PLM. В частности, по его словам, доля систем PDM на этом рынке еще невелика. В России она составляет 14%, а на мировом рынке приближается к 30%.
Исследование IDC показало, что компании сталкиваются с серьезными проблемами из-за использования нелицензионного ПО. В результате дополнительные затраты на решение этих проблем сравнимы с экономией, получаемой при закупках пиратского ПО. Осознание руководителями предприятий иллюзорности такой экономии также способствует росту российского рынка программного обеспечения, причем на 83% предприятий, по данным IDC, введен запрет на самостоятельную установку пользователями программного обеспечения на рабочем компьютере.
Директор по маркетингу АСКОН Дмитрий Оснач при анализе факторов, повлиявших на объем продаж, предложил учесть также усилия самой компании: «Мы делали ставку не на угрозу наказания предприятий, использующих пиратские продукты, а на демонстрацию выгод от приобретения легального ПО. Кроме того, мы предлагаем специальные программы лицензирования, которые позволяют максимизировать эффективность вложений предприятий в наши программные продукты».
Доросли до интеграции
С продвижением в решении одной проблемы растет значимость другой. В последнее время, по мнению Фарукшина, проявляются сложности интеграции систем PLM и ERP: «Как правило, их стыковка происходит криво — через интерфейсы. Из-за этого руководители предприятий разочаровываются как в PLM, так и в ERP». Тем более что, по его словам, внедрение PLM само по себе уже не является конкурентным преимуществом. Преимущество может быть получено только в результате правильного использования этой технологии.
Богданов не согласился со слишком резкими оценками качества проводимых стыковок PLM и ERP: «Примеров успешной интеграции этих решений в России достаточно много. Даже на нашем форуме представлено большое количество правильных внедрений».
«Белые ночи САПР 2008» по сравнению с предыдущими аналогичными мероприятиями продемонстрировали гораздо больше «историй успеха». При этом доклады представителей предприятий, внедривших у себя CAD/AEC/PLM, в программе форума превалировали.
Количество предприятий, которые используют разработки АСКОН, значительно увеличилось. Только за 2007 год компания продала более 2 тыс. лицензий на свои программные продукты, в то время как за целое предшествующее этому году десятилетие — около 4 тыс. То есть за год продано больше, чем за предыдущие пять лет.
Кроме того, в прошлом году существенно изменилась структура поставок решений компаний в зависимости от отрасли, которую представляют покупатели. Доля строительства возросла с 10,8 до 23,23%. Почти все остальные продажи приходятся на предприятия машиностроения, что составляет 73,88% оборота.
Заглядывая далеко
В географической структуре продаж доля дальнего зарубежья пока не отражается. Она еще намного меньше до 1%. Тем не менее АСКОН уже два-три года продвигает свои решения в Европе. Созданы версии для всех крупнейших европейских стран. В дальнем зарубежье основными покупателями являются предприятия SMB, проектирующие и производящие машины и оборудование.
На Западе конкуренция выше, но, по словам Богданова, выше и понимание необходимости оптимизировать затраты за счет приобретения более дешевых продуктов без излишней функциональности. Поэтому перспективы продвижения в дальнем зарубежье он видит «очень хорошие» и рассчитывает на существенную долю экспорта в структуре доходов. Кроме того, заявил Богданов, решения АСКОН не только дешевле разработок западных конкурентов, но и имеют некоторые другие преимущества. Например, последняя версия «Компаса» позволяет проектировать в одной системе как в 3D, так и в 2D. В продуктах основных конкурентов такой возможности нет.
На конец мая 2008 года в компании работало 584 человека, из которых разработкой занимается примерно четверть. Эту пропорцию при планах роста штата предполагается сохранить, в том числе в связи с намерениями значительно увеличить долю экспорта.
АСКОН пока не раскрывает конкретные планы по завоеванию зарубежных рынков. Однако стратегия развития за последние несколько лет меняется. Прежде компания отказывалась вкладывать значительные средства в продвижение продуктов в дальнем зарубежье, отдавая предпочтение России и странам СНГ. Теперь экспорт в западноевропейские страны претендует на то, чтобы стать одним из основных направлений развития.
«Бурный рост российского рынка будет продолжаться, но уже пора предусмотреть его насыщение и заранее подготовить почву на рынках других стран», — объяснил возможную смену стратегии Богданов.