Компания AT Software, о создании которой было объявлено в начале июня, намерена в течение четырех лет войти в число лидеров отечественного рынка заказной разработки программного обеспечения. В этом стремлении ее будет поддерживать холдинг ЛАНИТ в качестве основного акционера и, возможно, основного инвестора.
Новая компания образовалась из двух относительно небольших аутсорсинговых структур — «ЛАНИТ-Терком» и «Артезио». На момент объединения обе компании контролировал ЛАНИТ.
«ЛАНИТ-Терком» появился на базе компании «Терком», основанной в 1991 году профессором Санкт-Петербургского государственного университета Андреем Тереховым. Название изменилось после вхождения «Теркома» в ЛАНИТ в 1998 году.
Московская компания «Артезио», основанная в 2000 году, перешла под контроль ЛАНИТ в 2005 году. После этого в холдинге образовалась софтверная группа. Однако объединения бизнеса «Артезио» и «ЛАНИТ-Терком» не произошло, они продолжали функционировать независимо друг от друга.
Такое положение дел не устраивало ни общего собственника, ни руководителей этих компаний. Чтобы иметь перспективы развития, необходимо было укрупняться. В результате была создана объединенная компания — AT Software.
Взгляд со стороны
Для того чтобы исключить влияние личных контактов на ход интеграции, на должность генерального директора AT Software пригласили человека «со стороны» — Леонида Беляева, работавшего ранее в ряде ИТ-компаний.
Терехов занял должности председателя совета директоров и директора по научным исследованиям и разработкам. Бывший генеральный директор «Артезио» Павел Адылин стал директором по производству.
В новой компании работает более 600 разработчиков, ее годовой оборот приблизился к 20 млн долл. (если суммировать выручку «Артезио» и «ЛАНИТ-Терком» за четыре квартала, предшествующие объединению). Образовавшуюся компанию уже можно считать крупной, но все же она ближе к средним, чем к лидерам, у которых оборот превышает 100 млн долл.
Задача AT Software, по словам Беляева, состоит в том, чтобы в течение четырех лет войти в число трех-пяти ведущих аутсорсинговых компаний страны по всем показателям — обороту, количеству персонала, выручке на одного человека и т. п. В планах — набор сотрудников в существующие центры разработки, открытие новых центров и поглощение других компаний.
Как и многие другие компании, расположенные в двух столицах, AT Software не планирует осуществлять активный набор сотрудников в московские и петербургские подразделения. Зарплаты программистов в двух крупнейших городах России выросли настолько, что заказная разработка в них становится нерентабельной. Набор может осуществляться в центрах разработки AT Software, функционирующих в других городах — Минске, Витебске и Саратове. Рассматривается возможность открытия офисов в Новосибирске, Екатеринбурге и других городах.
Догнать убегающих
На постсоветском пространстве конкурировать за кадры приходится прежде всего с такими компаниями, как Luxoft, Epam и Exigen Services, в российских центрах разработки каждой из этих компаний работает не менее 1000 сотрудников. Эта тройка оторвалась от всех остальных и продолжает наращивать обороты. Поэтому более реальным для AT Software будет вхождение в пятерку лидеров, особенно если учесть, что в первые полгода, максимум год существования новой компании ее роста не предполагается. Данный период времени будет посвящен интеграции «Артезио» и «ЛАНИТ-Терком». У AT Software будет единое управление, общие проекты и единая ИТ-инфраструктура.
Две компании хорошо дополняли друг друга, что учитывали в ЛАНИТ, покупая в 2005 году «Артезио», а не какую-нибудь другую софтверную компанию. «ЛАНИТ-Терком» имеет тесные связи с университетом, что дает доступ к очень хорошему «источнику» молодых специалистов и позволяет осуществлять научные исследования. Последнее, по мнению Терехова, необходимо для того, чтобы сохранить основное конкурентное преимущество на мировом рынке — способность реализовывать сложные наукоемкие проекты.
Кроме того, в «ЛАНИТ-Терком» производили не только программное обеспечение, но и телефонные станции, которые поставлялись в основном оборонным предприятиям. У «Артезио» сильная сторона — Java-технологии. Московская компания специализировалась на разработке программного обеспечения для телекоммуникационных компаний, центров обработки вызовов, банков, страховых компаний и здравоохранения, а также на ИТ-консалтинге.
Европа, Россия и продукты
Ключевым рынком для AT Software является Европа. Российский рынок руководство компании признает перспективным. В нашей стране Владимир Уфнаровский, директор компании по развитию, ожидает роста заказов от автомобильных производителей, поскольку автомобили становятся все более интеллектуальными и требуют более совершенного программного обеспечения. По мнению же Терехова, наиболее перспективны оборонные заказы: «Некоторые предприятия ВПК, никак себя не проявлявшие в течение 15 лет, вспомнили о наших разработках и готовы снова стать заказчиками».Кроме заказных разработок, AT Software планирует продвигать на мировом рынке собственные программные продукты. Поскольку продуктовый бизнес кардинально отличается от аутсорсингового, под готовые решения будут создаваться отдельные бизнес-единицы. В качестве партнеров и соинвесторов предполагается привлекать компании, которые имеют опыт продвижения таких решений. Продуктовые бизнес-единицы будут заниматься в основном маркетингом и продажами, а разработкой займутся специалисты AT Software. Продвижение одного программного продукта уже началось и почти готов к выводу на рынок второй.
Под все начинания новой компании потребуются инвестиции. По словам Беляева, их источником может служить как ЛАНИТ, так и какие-либо другие структуры. Однако до тех пор, пока не завершится интеграция, в AT Software никаких шагов по привлечению инвестиций предпринимать не намерены.