В середине июня Москву посетил президент и генеральный директор компании Citrix Systems Марк Темплтон. Ключевыми в его выступлениях на встречах с партнерами, с заказчиками и прессой были два слова — delivery и synergy, то есть «доставка» и «синергия»; именно они наиболее точно характеризуют нынешнюю стратегию Citrix.
Просуществовав более полутора десятилетий как софтверная компания, за последние пять лет Citrix изменила свой статус, превратившись в определенном смысле в компанию коммуникационную — с поправкой на то, что предметом доставки являются приложения, а возможность для подобной, пока непривычной доставки формируется путем синергии разных технологий. Иллюстрируя нишу,которую его компания стремится занять, Темплтон привел образный пример. До последнего времени бизнес и ИТ образовывали единые «производственные материки». Но на достигнутом уровне развития сетевых технологий и центров обработки данных эти материки начинают раскалываться; в результате тектонических процессов между ними образуется разлом, хотя при этом они не перестают оставаться единым информационным целым. В своем новом качестве Citrix стремится занять место посредника, обеспечить связь на уровне приложений между бизнесом и поддерживающими его информационными технологиями.
По словам Темплтона, 15 лет назад он не мог предположить, что компания достигнет нынешнего положения. Начало было положено в 1989 году, когда Эдвард Якобуччи, один из ведущих разработчиков IBM OS/2, осознал, что большого будущего у этой операционной системы нет, и решил пойти своим путем. Вполне естественно, что первым продуктом образованной им компании стала операционная система Citrix Multiuser, основанная на OS/2, лицензию на которую, впрочем, удалось получить от Microsoft, в обход IBM. Расчет был сделан на захват части рынка Unix (отсюда и намек в форме ix в окончании названия).
Увы, замысел не оправдался, спроса на первый продукт Якобуччи не было. Однако с тех пор между Microsoft и Citrix установились особые отношения: последняя стала производить программные решения, дополняющие собой предложения первой. В 1993 году был выпущен продукт WinView, обеспечивающий удаленный доступ к приложениям, работающим под DOS и Windows 3.1; оказавшись успешным, он фактически спас компанию от банкротства. Затем Citrix приобрела у Microsoft лицензию на Windows NT 3.51 и в 1995 году выпустила «по мотивам NT» собственную версию многопользовательской операционной системы WinFrame, в названии которой были совмещены Windows и mainframe, что и отражало суть замысла.
Впоследствии происходило и обратное движение. Microsoft лицензировала у Citrix ее многопользовательскую технологию для Windows NT Server 4.0, результатом чего явилось создание Windows Terminal Server Edition. Чтобы не создавать взаимной конкуренции, Citrix ограничила функции своих продуктов расширением по отношению к продуктам Microsoft. В итоге сложились дополняющие друг друга параллельные линейки — Windows 2000 Server/Windows Server 2003 и Metaframe XP/Presentation Server (последний продукт в феврале 2008 года был переименован в XenApp). Эти две линейки продуктов отличаются используемыми протоколами: Citrix использует Independent Computing Architecture (ICA), а Microsoft — протокол Remote Desktop Protocol (RDP).
Родственность производственных программ обусловила многослойность отношений между Cirtrix и Microsoft, в чем-то они конкурировали, но в критические моменты «старший брат» оказывал посильную помощь, а несколько раз Citrix в подобной поддержке действительно нуждалась. Особенно трудным был 2001 год, когда к объективным сложностям добавился уход Якобуччи, а стоимость акций упала со 120 до 5 долл. Темплтон, проявив недюжинную прозорливость, сумел выработать стратегию возрождения. За несколько лет путем целого ряда приобретений ему удалось собрать совокупность технологий, обеспечивших то, что впоследствии стали называть «доставкой приложений».
Среди нескольких корпоративных слоганов Citrix есть и такой — IT like Web. Он выражает стремление уподобить доставку приложений на разные типы клиентских систем, проявляя такую же гибкость, как это делается средствами Web-технологий. На пути реализации такой идеи стоит отсутствие общепринятых стандартов. Темплтон по этому поводу заявил: «Мы понимаем, что решением может стать создание организации, подобной W3C, но пока мы находимся в самом начале пути и у нас не слишком много союзников. Поэтому мы развиваем свой бизнес, свои подходы, но при этом отчетливо осознаем, что широкая стандартизация технологий доставки приложений в будущем неизбежна».