ИТ-рынок сегодня динамичен, как никогда со времен краха «доткомов», — сплошной чередой идут слияния и поглощения, возникают новые технологии и бизнес-модели. Как на этом фоне живется и работается средним ИТ-компаниям, продемонстрировал Arbyte IT Forum, уже в девятый раз проводимый компанией Arbyte для своих партнеров.
Открывая форум, Олег Кукушкин, управляющий директор группы компаний Arbyte, отметил, что на сегодняшний день бизнес развивается как нельзя лучше — в 2007 году оборот составил 44 млн долл., а по пяти основным направлениям деятельности (производство настольных компьютерных систем и серверов, продажи программных продуктов Microsoft и LANDesk, решений SGI и собственных графических станций) наблюдался рост от 21 до 406%. Структура продаж Arbyte в прошлом году была такова: на ПК пришлось 32%, на программное обеспечение — 16%, рабочие станции дали 10%, мониторы и серверы — по 9%, а оставшиеся 24% занимают услуги. По поводу последнего показателя Кукушкин заявил: «Через несколько лет компаниям, не имеющим опыта в предоставлении услуг, на рынке ИТ делать будет нечего». В планах компании на следующий год — увеличение объема оказываемых услуг и продаж специализированного оборудования, такого как мониторы и графические станции.
Один из стратегических партнеров Arbyte — компания SGI. Своим клиентам, среди которых такие организации, как машиностроительное производственное предприятие «Салют» или геофизическая компания «Ларгео», Arbyte предлагает комплексные инфраструктурные решения, включающие суперкомпьютерные системы. Как отметил Кукушкин, «сделать суперкластер из стандартных элементов сегодня может каждый, однако намного сложнее развернуть адекватную инфраструктуру его поддержки».
Также Arbyte поставляет профессиональные мониторы NEC Display Solutions. По словам Алексея Златина, главы представительства компании, сегодня все больше востребованы устройства, удовлетворяющие конкретным условиям эксплуатации. Имеющиеся в устройствах NEC средства автоматического изменения яркости в зависимости от внешнего освещения, температуры окружающего воздуха и напряжения в сети существенно повышают комфортность работы. Новые проекторы от NEC способны распознавать цвет фона и форму поверхности, автоматически фокусировать изображение в зависимости от угла наклона к ней и получать картинку через беспроводной доступ.
А за счет чего сама Arbyte так уверенно чувствует себя? По мнению Кукушкина, главная причина хороших темпов роста бизнеса компании (в среднем 20-25% ежегодно) — высокий уровень лояльности клиентов: «Наши клиенты получают не просто серийные системы от производителей, а специализированные решения, заточенные под конкретные потребности. Плюс к этому мы предлагаем гарантию на пять лет». Действительно, часто получается, что рекламируемые производителями функции оказываются некритичными для конкретного клиента. Например, важным может стать низкий уровень шума в комнате, где работает несколько сотрудников, и здесь серверы Arbyte Silex с более низким уровнем шума, чем у обычного настольного ПК, будут весьма кстати. А для менеджеров, работающих вне офиса, главным может стать максимальное число открываний-закрываний крышки.
Организационные изменения
Для расширения доли бизнеса, связанного с услугами, Arbyte приобрела консалтинговую компанию РИККОН. Сотрудники последней образовали ядро вновь образованного департамента корпоративных систем управления, предлагающего услуги по консалтингу и внедрению новых технологий. Наработки и опыт специалистов департамента позволят оказывать услуги по налаживанию на предприятиях заказчиков системы адаптивного управления основными фондами в режиме реального времени.
Кроме объявлений о локальных изменениях, на форуме были впервые обнародованы детали соглашения о вхождении группы компаний Arbyte в холдинг Sparxent Group путем передачи последней части своих акций. По словам Дэйва Тэйлора, одного из основателей и директора по маркетингу Sparxent, идея состоит в консолидации провайдеров ИТ-услуг, работающих на рынке малых и средних предприятий в разных странах, с целью создания единого поставщика, способного работать во всем мире. Компаниям малого и среднего бизнеса предлагается весь спектр услуг, от поставок оборудования, системного и прикладного программного обеспечения, консалтинга до сервиса по поддержке всего ИТ-ландшафта.
К 2010 году компании холдинга будут работать в 40 странах, а его оборот по части услуг достигнет миллиарда долларов. На данный момент восемь компаний холдинга присутствуют в десяти странах Северной Америки и Европы.
Идея Sparxent достаточно здравая. Действительно, около половины всех расходов на ИТ у SMB-компаний приходится на услуги, и при этом, если крупной корпорации легко найти поставщика услуг, то компаниям малого и среднего бизнеса приходится либо все делать самим, либо довольствоваться услугами локальных компаний, часто предлагающих местечковый сервис. Со стороны таких крупных поставщиков услуг, как IGS и EDS, уже предпринимались попытки выйти на рынок SMB, но все их предложения были, по словам Тэйлора, ориентированы на большие компании, а стоимость таких услуг заведомо больше, чем может себе позволить предприятие малого и среднего бизнеса. В этой связи модель предоставления программного обеспечения в качестве услуги (Service-as-a-Service, SaaS), используемая в работе холдинга, позволяет существенно снизить себестоимость сервиса, предоставляемого заказчику.
Международная кооперация между участниками холдинга при сохранении самостоятельности национальных компаний позволит местным компаниям получить экспертизу в области сервиса и оказывать комплекс услуг адекватного уровня, в частности предоставляемых по запросу. Локальный партнер Sparxent создает для своих клиентов интерфейс получения услуг, инфраструктура которых уже имеется у компании — члена холдинга. Конкретно в России холдинг пока будет оказывать услуги по управлению информационной безопасностью, бизнес-консалтингу, оптимизации бизнес-процессов и организации надежного хранения данных. Полный список услуг будет объявлен ближе к осени.
Комментируя выступление Тэйлора, Кукушкин отметил, что SaaS в России — это реально и весьма оправданно для региональных партнеров Arbyte. «В регионах очень сильная конкуренция, все большие клиенты уже разобраны, и для того, чтобы выжить, нужно предлагать наиболее удобные для новых клиентов модели и качество услуг международного уровня. Мало того, на рынке ПК уже делать нечего — индустрия идет к ноутбукам и разного рода гаджетам, а чтобы ИТ-компании могли успешно работать, не теряя вкуса к жизни, нужно расширять долю сервисных услуг», — добавил Тэйлор.