Системный интегратор AMT Group, известный своими сетевыми и телекоммуникационными решениями, вышел на рынок программного обеспечения. Компания объявила о начале поставок программного продукта IP Forum, предназначенного для организации селекторных совещаний по сети IP-телефонии. Причина выхода на новый для компании рынок — отсутствие подходящих предложений западных производителей, которые, по словам Максима Мамаева, начальника отдела корпоративных систем связи AMT Group, либо не вписываются в регламент наших совещаний, либо слишком дороги. Для того чтобы создать свой программный продукт, в AMT Group наняли группу разработчиков из Новосибирска.
Существующие системы IP-телефонии пригодны для нескольких типов голосовых конференций. К неуправляемым решениям относятся конференции по запросу, когда к телефонному разговору могут быть подключены сторонние участники. Однако для этого пользователь, который организует конференцию, должен быть достаточно опытным, поскольку подключение требует выполнения сложной последовательности действий. В ряде решений конференция организуется с помощью специального широковещательного номера, позвонив на который можно говорить со всеми подключившимися к этому же номеру. Оба решения не предполагают модерирования и допускают лишь разговор «всех со всеми». Участие в такой конференции никоим образом не контролируется — нет «председателя», который мог бы подключать и отключать участников по своему усмотрению.
Регламент селекторного совещания можно реализовать с помощью решений для видеоконференций или совместной работы с документами. Однако такие системы достаточно дороги, поскольку традиционно включают в себя сервер для смешивания видеопотоков. В то же время с точки зрения многих российских руководителей видео не добавляет новых возможностей к селекторному совещанию, и поэтому предприятия не готовы платить за излишний функционал. К тому же управлять такими совещаниями приходится с помощью мышки и достаточно сложного интерфейса с несколькими окошками — руководители традиционного склада этого не любят.
Перед разработчиками IP Forum стояла задача сделать организацию селекторных совещаний максимально простой, однако полностью контролируемой из единого центра и без излишней функциональности. За эталон были взяты системы телефонных селекторных совещаний. В качестве пульта управления решено было использовать сенсорный экран, на котором с помощью Internet Explorer и Flash Player отображается интерфейс управления. Участники подключаются либо со своих корпоративных IP-телефонов Cisco, либо по мобильной связи, но с ограниченными возможностями. Настраивается совещание со специального рабочего места администратора через Web-интерфейс.
Важной особенностью IP Forum является то, что все управляющие элементы приложения располагаются на одном экране. Он состоит из 50 кнопок для заранее определенных абонентов, шести кнопок для предопределенных групп участников, которых можно собрать одним нажатием, и еще шести кнопок для управления совещанием. При этом, если селекторное совещание уже идет, его участники не могут прервать связь по собственной инициативе: система заново попытается установить разорванное соединение.
Сейчас IP Forum базируется на Cisco Call Manager, который может самостоятельно смешивать аудиопотоки 50 пользователей, поэтому до начала внедрения селекторного совещания на предприятии должна быть развернута система IP-телефонии Cisco. Базовая стоимость решения составляет 500 тыс. руб., куда включена в том числе цена сенсорного экрана, лицензия на Windows XP для пульта и на Windows Server 2003 для сервера управления. Также в решении задействована свободно распространяемая библиотека H.323.
В AMT Group ожидают, что до конца года удастся внедрить около десятка систем. В дальнейшем разработчики рассчитывают перенести свой продукт и на другие платформы IP-телефонии, в первую очередь, на разработки Avaya, Nortel и Siemens. Впрочем, в компании утверждают, что смогут интегрировать IP Forum с любым оборудованием стандарта H.323. Кроме того, в систему будет введен дополнительный компонент — сервер для смешивания аудиопотоков. Это, с одной стороны, сделает систему дороже, а с другой — увеличит количество участников до пятисот. Кроме того, компания собирается реализовать поддержку конфигураций с несколькими пультами управления для крупных предприятий.
AMT Group не собирается останавливаться на достигнутом и планирует выпустить еще ряд продуктов для IP-телефонии, уже не для высших руководителей, а для управленцев второго звена.