Допустим, недавний публичный отказ Microsoft от покупки Yahoo — это не более чем смелый тактический шаг в переговорах. В сущности, это вполне реально, учитывая, что, по слухам, компании обсуждают различные варианты поглощения или покупки вот уже три года.
Но в противном случае отказ означает, что у корпорации как бы неожиданно оказался свободный десяток миллиардов долларов, которые она теперь может вложить в какую-то другую Internet-компанию. Итак, кого же она может выбрать?
Позиции корпорации наиболее скромны в области поиска, Internet-рекламы и сервисов Web 2.0. Следовательно, можно составить предположительный список потенциальных объектов для покупки, так чтобы отдача от покупки хотя бы в какой-то мере соответствовала отдаче от покупки Yahoo.
Цель № 1. AOL следует считать вполне логичным приобретением
Прежде всего нужно позабыть о сходящем на нет бизнесе Internet-доступа по коммутируемым соединениям. Усилиями Time Warner он все равно будет отчужден от AOL. Безотносительно к этому бизнесу, AOL во всяком случае следует считать логичным вариантом по следующим причинам.
Сеть онлайновой рекламы AOL, называемая Platform A, — крупнейшая в США, даже больше, чем сеть Yahoo. По данным comScore за март этого года, в числе клиентов Platform A 91% всей аудитории Internet. И это при том, что Yahoo может рассчитывать на внимание 85% пользователей, а Google — на 81%. Microsoft, представленная в этом секторе своим подразделением DRIVEpm (ранее — часть компании aQuantive), занимает в этом списке лишь восьмое место с 66%. По оценкам самой Time Warner, сеть Platform A, которая раньше носила название Advertising.com, обеспечивает в день до 3 млрд обращений к сайтам AOL по баннерам. Сама AOL приобрела компанию Advertising.com в середине 2004 года за 435 млн долл., что в то время можно было считать удачной покупкой.
На первый взгляд может показаться, что AOL пользуются сейчас только пенсионеры, однако принадлежащие ей Web-ресурсы входят в четверку наиболее популярных в США, если оценивать по числу уникальных посетителей. В этом компания уступает только Yahoo, Google и Microsoft, по данным comScore. Ресурсы, которые сейчас у всех на слуху, например MySpace.com, поддерживаемый Fox Interactive Media, eBay, Amazon.com и Facebook, на самом деле отстают, и весьма заметно. Даже несмотря на то что в случае слияния некоторые ресурсы будут дублировать друг друга, объединение немедленно выведет Microsoft в лидеры по данному показателю.
Недавно AOL удачно пополнила свой арсенал Web-ресурсов, купив компанию Bebo. Она мало известна в США, но пользуется большой популярностью в Великобритании и многих других странах. Наряду с более известными сайтами, такими как Hi5, Friendster и Orkut, поддерживаемый Google, ее ресурс претендует на третье место после MySpace.com и Facebook в состязании социальных сетей.
Несмотря на то что период массового интереса к AOL Instant Messenger уже закончился, по данным comScore, эта структура остается третьей по популярности сетью обмена мгновенными сообщениями в США, уступая только Windows Live Messenger и Yahoo Messenger. При этом в AIM не поддерживается интероперабельность с сервисами Microsoft и Yahoo (здесь предпочтение отдается Google), что сулит дополнительные плюсы от объединения с Windows Live Messenger.
Недостатки. Рекламный бизнес AOL находится в состоянии застоя, к тому же сами руководители признают, что прикладывают большие усилия для интеграции двух приобретенных в последнее время компаний, занятых рекламным бизнесом. А как же тогда с бизнесом рекламы в Internet?
Возможная цена. Доход AOL составляет десятую часть дохода Time Warner. Бизнес Internet-доступа AOL сходит на нет, незначительно снижается даже и ее доход от рекламы в Web, и трудно что-либо возразить против того, что AOL демонстрирует больший потенциал для роста, нежели Yahoo. Предложить 10 млрд долл. за AOL означало бы предложить 79% сверх ее оценочной стоимости в составе Time Warner, или одной десятой от 56 млрд. долл. Это больше, чем 72-процентная переплата, предложенная Microsoft в качестве окончательной цены, составившей 33 долл. за акцию Yahoo, да еще при том, что цены на последние падают. Иными словами, цена более чем хорошая.
Цель № 2. Microsoft отчаянно стремится войти в бизнес социальных сетей. Тогда почему бы не купить LinkedIn?
Microsoft отчаянно стремится войти в бизнес социальных сетей. Тогда почему бы не купить LinkedIn? Ее профессиональному сетевому сайту, насчитывающему до 20 млн посетителей, грозит серьезная опасность в связи с наступлением Web 2.0. Компания уже произвела целый ряд технических усовершенствований для того, чтобы оставаться на острие прогресса.
Недавно компания заявила, что по крайней мере за некоторые из размещаемых ею рекламных объявлений платят по 75 долл. за тысячу показов. Если это так, она получает значительно больше, нежели большинство конкурентов. В этом году LinkedIn рассчитывает получить доход от 75 до 100 млн. долл.
Покупка MySpace или даже Facebook корпорацией Microsoft неизбежно «бросит тень» на эти популярные ресурсы, которые так нравятся молодежи. Если корпорация купит LinkedIn, реакция будет не столь резкой.
Кроме того, покупка LinkedIn не должна прийти в конфликт с теми усилиями, которые корпорация предпринимает сейчас, и среди них наиболее важной — работой над ресурсом Windows Live Spaces, который не так мал, как кажется.
По оценке Nielsen Online, приведенной в The Economist, на долю Windows Live Spaces приходится 8,3% рынка социальных сетей, по данным на август минувшего года, в то время как на долю Facebook — 8,5%.
Недостатки. Генеральный директор LinkedIn Дэн Най заявил, что компании не нужны покупатели; вместо этого в 2009 году она планирует провести первичное размещение акций. Конечно, для Кремниевой долины такие разговоры в порядке вещей. В том, чтобы стать акционерной компанией, здесь видят куда больше чести, чем в том, чтобы быть купленной, и в то же время ничего нельзя утверждать наверняка. Кроме того, LinkedIn никогда прежде публично не анонсировала своих планов по получению прибыли и не публиковала отчетов об их выполнении.
Возможная цена. В самом конце прошлого года, опровергая слухи о возможном соглашении о покупке с корпорацией News, Най заявил, что LinkedIn стоит «гораздо больше миллиарда». Если Microsoft готова заплатить 240 млн долл. за 1,6% акций Facebook (что означает, что цена всей компании могла бы быть около 15 млрд долл.), то 1 млрд долл. за LinkedIn, которая, принимая во внимание статистические данные прошлой осени, растет быстрее Facebook, представляется разумной ценой.
Цель № 3. Задаче подстегивания бизнеса Internet-рекламы как нельзя лучше отвечает ValueClick
Задачей номер один для Microsoft сейчас является подстегивание, насколько возможно, бизнеса Internet-рекламы (помимо поиска, быстро нарастить который, учитывая доминирующее положение Google и зачаточное состояние развития вертикальных поисковых механизмов, путем покупки какой-либо компании для Microsoft вряд ли возможно). Этой задаче как нельзя лучше отвечает ValueClick.
Акции компании торгуются на Nasdaq. Это пятый по величине провайдер баннерной рекламы в США, по данным comScore. Доход компании в прошлом году составил 645,6 млн долл., что в 14 раз выше показателя 2001 года (44,9 млн долл.), по информации Morningstar.com.
Несмотря на слухи о возможной покупке корпорацией Microsoft, чередующиеся с опровержениями, что приводит к скачкам цен на акции компании, ее стоимость остается весьма значительной. Совсем недавно она оценивалась в 2 млрд долл., то есть соотношение стоимость/прибыль составляло 20,6.
На время поступления окончательного предложения Microsoft, сделанного Yahoo, это соотношение составляло около 60.
Недостатки. Недавние скандалы подорвали репутацию ValueClick, и сейчас она явно теряет импульс развития. В марте компания согласилась выплатить 2,9 млн долл. для урегулирования спора по обвинению Федеральной комиссии по торговле в рассылке заведомо ложных рекламных объявлений в виде спама, а также в неспособности защитить важную финансовую информацию своих клиентов. Тогда же компания лишилась одного из важнейших клиентов — eBay, которая отказалась от услуг ValueClick для управления своими программами для филиалов. К тому же не стоит забывать — реклама в Internet очень важна, но в сравнении с другими кандидатами это все же не самый лучший выбор.
Возможная цена. Microsoft может удвоить рыночную цену ValueClick, заплатив 4 млрд долл., и заключить все же — с математической точки зрения — более выгодную сделку, нежели с Yahoo или с aQuantive в прошлом году, за которую корпорация заплатила 6 млрд долл. Если ValueClick не проявит заинтересованности, Microsoft может обратиться к Specific Media, которая на деле оценивается несколько выше ValueClick, по данным comScore. В прошлом году Specific Media получила инвестиции в размере 100 млн долл. от венчурных фондов. Учитывая все разговоры об ожидаемом спаде, столь быстрое разрешение судьбы компании может представлять большой интерес.