Компании Nissan разработали новые технологии, предназначенные для информирования водителя о безопасности на дороге и экономичном использовании горючего. В их основе лежит применение силовой обратной связи через педали и рулевое колесо.
«Сопротивляющийся руль»
Первая система, предотвращающая боковые столкновения, использует радар миллиметрового диапазона для слежения за «слепой зоной» — областью сразу позади автомобиля, которая обычно плохо просматривается в зеркалах заднего вида. Когда радар обнаруживает в этой области объект, рядом с боковым зеркалом загорается сигнальная лампочка. Система взаимодействует с другими системами автомобиля и определяет, когда водитель пытается совершить опасный маневр.
«Мы объединили самые разные технологии, — пояснил инженер группы перспективных инженерных решений отдела разработок технологий компании Nissan Ясухиса Хаякава. — Кроме миллиметрового радара, есть и камера. Система измеряет взаимное положение полос движения, и вся информация с датчиков служит для того, чтобы определить, не приближается ли к вам сзади автомобиль в тот момент, когда вы пытаетесь перестроиться в другой ряд».
Если при перестроении в «слепой зоне» есть машины, звучит предупреждающий сигнал, а рулевое колесо слегка сопротивляется повороту.
Водитель — лишний?
На тест-драйве система оказалась на удивление эффективной. По словам испытателей, преодолеть сопротивление руля было бы достаточно легко, если бы мне на самом деле потребовалось сменить ряд, однако в обычной ситуации оно послужит достаточным предупреждением о том, что сзади приближается машина и лучше избежать столкновения.
Система предотвращения боковых столкновений является одной из нескольких технологий, объединенных Nissan под маркой Safety Shield и предназначенных для повышения безопасности вождения. Две из них уже устанавливаются в автомобилях Nissan: это система контроля дистанции, которая слегка отпускает акселератор и тормозит, если водитель слишком приближается к передней машине, а монитор полосы следит за разметкой и предупреждает о выезде за ее пределы.
Четвертая система следит за препятствиями на пути автомобиля при движении задним ходом. Ее Nissan покажет на международной выставке World Congress в ноябре в Нью-Йорке.
Тормоза придумали... экологи
На том же основном принципе построены системы, которые в Nissan применяют для повышения экологической чистоты вождения. Тот же манипулятор, который в системе контроля дистанции служит для сопротивления нажатию акселератора, применяется и для информирования водителя об эффективности его стиля вождения.
Система получила название «эко-педаль» и связана с компьютером, который следит за расходом топлива и коэффициентом полезного действия коробки передач во время набора скорости и движения и вычисляет оптимальное ускорение для лучшего расхода топлива.
Если автомобиль движется в оптимальном «экологичном режиме», на приборной доске горит индикатор. При выходе из оптимального режима индикатор начинает мигать, а при неэффективном вождении загорается оранжевым. Одновременно с этим манипулятор слегка подталкивает педаль акселератора, сообщая водителю, что для лучшей эффективности надо ее немного отпустить. Как утверждают в Nissan, небольшое сопротивление педали облегчает задачу удержания акселератора в оптимальной позиции и езды с максимальной экономией горючего.
Если водитель твердо намерен ускориться, сопротивление легко преодолеть. Можно и вообще выключить всю систему, но в Nissan утверждают, что при использовании «эко-педали» экономия горючего составляет до 5-10%.
Подобные «эко-педали» начнут устанавливаться в некоторых моделях автомобилей Nissan уже в будущем году.