При этом им удастся избежать затрат, связанных с раскопкой траншей, необходимых для удаления старой кабельной системы.
Запатентованный британской компанией Kabel-X метод уже находит применение в Германии и Австрии. Суть его заключается в том, что «начинка» медных кабелей удаляется, а ее месте размещается оптоволокно.
«Внутренняя часть стандартных медных кабелей состоит из различного числа витых пар, — пояснил один из учредителей Kabel-X Саймон Макдоналд. — Каждая из них изолирована друг от друга, и все они заключены в общую внешнюю изоляционную оболочку».
Для отделения друг от друга внутренних и внешних частей кабеля компания Kabel-X предложила использовать особую запатентованную ею жидкость, которая заполняет пространство между внутренними компонентами и внешней оболочкой кабеля.
Как только жидкость доходит до другого конца кабеля, ее давление выравнивается, с тем чтобы обеспечить полное заполнение всего внутреннего пространства и отделение внутренних компонентов кабеля от внешних. Затем вся внутренняя часть кабеля извлекается с помощью специального ворота. В результате от кабеля остается только внешний изоляционный слой, который используется как своеобразный монтажный лоток для последующего размещения оптоволокна.
«Процесс настолько эффективен, что в некоторых случаях нам даже не нужно вытягивать кабель, — сообщил Макдоналд. — Под давлением помпы смазанная жидкостью медная начинка сама выходит из оболочки».
После удаления внутренних компонентов оболочку можно непосредственно заполнять оптоволокном или начать прокладку в ней миниатюрных кабельных каналов, одновременно продолжая вытягивать старую сердцевину. Когда новое волоконно-оптическое наполнение займет свое место, остается просто соединить его с нужными разъемами или другими компонентами.
По словам Макдоналда, система Kabel-X позволяет за один прием заменять кабель на отрезке протяженностью до 250 метров. Данный процесс, таким образом, очень удобен в условиях крупных городов, где замена существующего кабеля зачастую сопряжена с появлением траншей, препятствующих движению транспорта. Они не только наносят вред городской инфраструктуре, но и приводят к значительному увеличению стоимости работ.
«Расстояния между кабельными колодцами, превышающие 250 метров, в городах маловероятны, — отметил Макдоналд. — Их просто невозможно представить себе, поскольку, как правило, такие колодцы удалены друг от друга не более, чем на 200 метров. Если же кабель просто закопан в землю, как это часто бывает в сельской местности, то достаточно обеспечить к нему доступ через каждые 250 метров. Причем сплошных траншей рыть не придется. Такой подход заметно облегчает жизнь, поскольку кабель может пересекать дороги, фермерские поля или заповедные зоны, где полномасштабное строительство либо вообще запрещено, либо строго контролируется».
Макдоналд отметил, что новую технологию можно использовать и в тех случаях, когда кабель имеет изгибы, поднимается в зданиях вверх и опускается вниз. Вместе с тем, он признал, что она подходит не для всех случаев жизни.
«Мы не говорим об абсолютной универсальности, — пояснил Макдоналд. — В некоторых ситуациях из-за засорения, проседания почвы или особенностей окружающей среды может появиться очень прочное соединение между витыми парами и изоляционной оболочкой кабеля, и извлечь их оттуда не удастся. Вместе с тем, прокачивание нашей жидкости по сложным контурам вполне возможно. Технология позволяет извлекать сердцевину кабеля и направлять его медные компоненты на вторичную переработку».
Вопросы экономии играют немаловажную роль, поскольку за последние четыре года цена на медь выросла втрое. В настоящее время в Европе стоимость тонны меди составляет около 8 тыс. долл., а в некоторых странах кража медного телефонного кабеля стала уже вполне обыденным делом.
«Мы надеемся, что наша технология будет способствовать ускорению перехода на волоконно-оптические технологии», — подчеркнул Макдоналд. Он подтвердил, что примерно год назад компания Kabel-X выполнила пробный заказ British Telecom в Саутгемптоне.
Недавно в BT сообщили о намерении заменить 40% кабельных систем «последней мили», с помощью которых осуществляется подключение к телекоммуникационной инфраструктуре организаций и индивидуальных абонентов. На эти цели планируется выделить 1,5 млрд фунтов стерлингов (около 3 млрд долл.). Кроме того, Kabel-X поддерживает отношения с компаниями Austria Telekom, Deutsche Telkom, Swisscom, France Telecom, Telecom Malaysia, вьетнамским оператором VNPT и южноафриканским Telkom.
«Мы можем работать с любыми типами кабелей, начиная от двухпарников, заходящих в здания, и заканчивая кабелем, который объединяет 4800 пар и напоминает толстенный морской канат, — отметил Макдоналд. — Возможна обработка коаксиальных и силовых кабелей, любых кабелей, предназначенных для передачи данных, так что наша технология пригодится не только телекоммуникационным операторам, но и энергетическим предприятиям. Она может найти применение и в военной области».
«Оценивая ее преимущества, следует учитывать экономические показатели, факторы производительности, влияние на окружающую среду и общую эффективность. Телекоммуникационные операторы получают возможность быстро восстанавливать работоспособность важных магистралей, построенных на основе медного кабеля. При этом им удастся избежать побочных эффектов в виде массовых автомобильных заторов и разрушения тротуаров и мостовых».
Стоимость услуг Kabel-X варьируется в зависимости от конкретных условий, но в любом случае, по словам Макдоналда, выполнение соответствующих работ обойдется значительно дешевле традиционного демонтажа и рытья траншей. Иногда экономия достигает 80%.