Спустя несколько месяцев после завершения приобретения Business Objects компания SAP приняла и обнародовала план развития обновленной продуктовой линейки (см. «SAP зовет к вершинам бизнес-аналитики», Computerworld Россия, № 16, 2008). Директор SAP СНГ по бизнес-решениям Илья Соловьев рассказывает о новой стратегии компании, состоянии рынка аналитических приложений в СНГ, изменениях, которые ожидают клиентов и партнеров Business Objects.
В чем заключается новая стратегия?
Понятием «стратегия» обозначают то, что определяет жизнь компании на ближайшие несколько лет. Наша стратегия — быть лидирующим вендором в области как платформ автоматизации бизнес-процессов (Business Process Platform, BPP), так и платформ бизнес-аналитики (Business Intelligence Platform, BIP). Помимо этого мы предлагаем специализированные бизнес-приложения для решения таких задач, как управление стратегией компании, определение прибыльных направлений деятельности на основе activity based costing, скользящее финансовое планирование, анализ эффективности маркетинга, управление финансовыми и операционными рисками, управление денежными потоками и многое другое. Мы предлагаем использовать наши решения, построенные на базе современных управленческих концепций и новейших технологий бизнес-аналитики, использующих всю полноту доступной оперативно-учетной, прогнозной и рыночной информации для принятия правильных решений и встраивания их в контур бизнес-процессов.
Возьмем, к примеру, классическую бухгалтерию, основы которой были заложены на рубеже XVI-XVII веков, когда получило развитие процессное производство с однонаправленным процессом «сырье — товар — деньги». В современной экономике 60-70% составляют услуги, природа которых отнюдь не такая прямолинейная. Сегодняшние услуги — это сложные «пакеты» сервисов, часть из которых даже не видна конечному потребителю. Структура сервисов все время усложняется, и правильно посчитать затраты, разнеся их по элементам, образующим сервис, — нетривиальная задача, которую мы решаем, предоставляя финансовым аналитикам гибкие средства моделирования и разнесения затрат.
Еще пример — бюджетирование. Казалось бы, планы и бюджеты составляются многие десятилетия, однако сегодня рынок меняется настолько быстро, что классических средств планирования уже не хватает. Циклы планирования становятся все короче, информация все детальнее, и необходима гибкость и быстрота внесения изменений как в бюджетную модель, так и в механизмы и процессы выполнения бюджета. Кроме того, большинству решений, совершенных с точки зрения создания «идеальных» бюджетных моделей, недостает средств автоматизации процесса контроля исполнения. Планы остаются на бумаге, а жизнь идет своим чередом. Мы решаем обе эти проблемы, проводя финансовые планы и стратегии в конкретные контролируемые действия по их исполнению.
Мы выпустили 75 подобных фокусных решений только за последний год. Большинство из них интегрированы с нашей процессной платформой и вместе с тем являются самостоятельными автономными решениями.
Органичное развитие платформ бизнес-процессов и бизнес-аналитики плюс создание специализированных приложений, адекватных потребностям современного бизнеса, — вот ключевое направление для SAP. Данная стратегия адекватна изменениям профиля потребления ИТ-услуг топ-менеджерами и руководителями среднего звена. Аналитики прогнозируют, что в 2010 году финансовые директора будут не менее 30% своего времени тратить на принятие стратегических решений, а не на подписание счетов и выверку отчетности, которые уйдут в разряд рутинных процедур, оставляя время на решение стратегических задач.
Как вы оцениваете спрос на приложения бизнес-аналитики в СНГ, а также структуру этого спроса?
Спрос есть, и, на мой взгляд, наиболее быстрорастущий сегмент — это компании, где есть реальные хозяева, которые хотят иметь порядок в делах, или есть западные инвесторы и, как следствие, есть необходимость в согласованной и прозрачной отчетности. Один из ярких примеров — насчитывающая более тысячи пользователей система BIIS компании «ВымпелКом», построенная с помощью технологий Business Objects.
Перспективным рынком может стать сегмент государственных организаций, если государство реально займется повышением их эффективности.
Еще одна из причин роста спроса на аналитику заключается в том, что наша страна постепенно интегрируется в мировую экономику, и эффективность бизнеса перестает быть пустым звуком. Все острее встает необходимость конкуренции с высокоэффективными западными компаниями.
Однако есть и своя специфика. Так, в среднем западные компании инвестируют в аналитические и отчетные системы в несколько раз больше, чем российские; эффективность бизнеса в значительной мере зависит от ИТ. У нас же есть большие компании (не говоря уже о мелких), которые не в состоянии построить аналитические системы такого класса: нет ни подготовленной ИТ-службы, ни прикладных специалистов, однако для успешного развития аналитика им нужна. Такие продукты, как Crystal Reports, не требуют для своего внедрения и дальнейшего развития ИТ-персонала и могут использоваться не искушенными в технических вопросах людьми.
Насколько развивается рынок подобных «легких» BI-решений, сказать сложно. Думаю, он будет расти при условии внятной государственной политики в области поддержки малого предпринимательства.
В какой мере в нашей стране пересекаются клиентские базы SAP и Business Objects и насколько серьезной проблемой это является?
Пересекаются примерно процентов на 50. Но конфликта нет, потому что программное обеспечение SAP, как правило, внедрялось для оптимизации процессов и постановки базовых финансовых функций. Инструменты Business Objects зачастую внедрялись для организации дополнительной аналитической отчетности в отдельных департаментах и группах. Однако есть примеры внедрения инструментов Business Objects и на уровне корпораций. На мой взгляд, потенциал существующей клиентской базы, где есть SAP и немного Business Objects, покажет себя в текущем и следующем году, когда компании, которые привыкли к качеству обслуживания, характерному для SAP, получат это же самое обслуживание в рамках поддержки программ Business Objects. Не секрет, что Business Objects не имела своего представительства в России, и это, естественно, накладывало определенные ограничения на полноту поддержки, которую обычно вендор старается предоставить своим клиентам.
Наша цель — сделать так, чтобы клиенты Business Objects почувствовали себя лучше, придя в SAP.
Насколько затронут клиентов из СНГ процессы оптимизации новой продуктовой линейки?
Рынок СНГ — четвертый по значимости для SAP как глобальной компании. Поэтому внимание к процессу локализации — не только интерфейсов, но и полноценной поддержки кириллических кодировок в данных — очень велико. Также высок приоритет адаптации функциональности, которая является производной от местных регулятивных норм: ситуация здесь также будет лучше, чем это было с Business Objects. На это сейчас выделяются ресурсы.
Какие изменения ожидают партнеров Business Objects в нашей стране?
Прежде всего, большие изменения ожидают партнеров SAP. Мы стремимся к тому, чтобы наши партнеры, которые являются экспертами во внедрении и адаптации платформы бизнес-процессов, стали такими же экспертами в области платформы бизнес-аналитики и оптимизационных приложений для бизнеса. А с существующими партнерами Business Objects мы будем работать над тем, чтобы они имели возможность внедрять классические продукты SAP, замыкая бизнес-аналитику в работу в оперативном контуре. С некоторыми из них мы сейчас уже совместно разрабатываем курсы для других партнеров и для бизнес-пользователей.