Когда 23 июня 1988 года создатель и генеральный директор «Микроинформа» Борис Фридман регистрировал компанию (в то время — советско-венгерское совместное предприятие), в Министерстве финансов СССР в списке негосударственных юридических образований, созданных за все 70 лет существования советской власти, она значилась под номером 60. Первое публичное представление компании с формальным названием «Учебно-консультационный научно-производственный центр по персональным ЭВМ» состоялось 14 сентября.
Как следовало из кадров микрофильма, продемонстрированного участникам встречи по случаю юбилея «Микроинформа», все как для компании, так и для зарождавшегося два десятилетия назад отечественного ИТ-бизнеса было впервые: что такое пресс-конференция и как ее надо проводить; как учить за деньги в стране всеобщего бесплатного образования; что такое авторизация; можно ли зарабатывать не на «железе». Компания нашла правильные ответы на все эти вопросы и поэтому она, в отличие от многих «сверстников», продолжает работу на ИТ-рынке.
С первого дня своего существования «Микроинформ» занималась обучением. Однако обучение и работа над отечественным текстовым редактором «Лексикон» поначалу не приносили прибыли, а развиваться компании позволяли поставки ПК, которые производились на совместном с компанией Soft-Tronik предприятии в Западном Берлине. Тем не менее за время существования под крылом «Микроинформа» народного текстового редактора «Лексикон» эту разработку сотрудника ВЦ АН СССР Евгения Веселова удалось превратить в законченный коммерческий продукт. Было выпущено несколько версий под MS-DOS, презентован вариант «Лексикон 97» для Windows 95. Редактор имел, как и многие изделия с академическими корнями, весьма глубокую проработку и сильную платформу — интегрированный пакет «Мастер», но это оказалось неудобно для бизнеса и намного опередило время. Тогда надо было сделать программу быстро, недорого и распространять бесплатно (как сегодня происходит с продуктами категории Open Source). Тем не менее в начале 90-х продажи программных продуктов от «Микроинформ» уже вышли на уровень самоокупаемости, однако экспансия на отечественный рынок зарубежных производителей, появление локализованной версии Word и полная безучастность государства сделали невозможной реальную конкуренцию в сфере программной индустрии. В 1995 году работы по «Лексикону» прекратились.
На ниве обучения «Микроинформу» также поначалу приходилось быть в роли пионера. К примеру, один день курса обходился слушателю в 5 долл., что многими воспринималось как неслыханная дерзость. Учебные программы для курсов сотрудники «Микроинформа» разрабатывали сами, а когда в 1992 году в страну пришло авторизованное обучение, активно приняли и эту форму сотрудничества с ИТ-производителями, получив первую в России авторизацию от Novell.
Смысл авторизации состоит в распространении знаний по продуктам и технологиям конкретного поставщика по всему миру с обеспечением пользователям одинакового, гарантированно высокого качества учебных программ, независимо от страны. Покупая системное ПО или сетевое оборудование, заказчик одновременно хочет получить соответствующие знания и навыки, но если продажу продуктов ИТ-производитель делегирует дилерам и дистрибьюторам, то продажу таких знаний он поручает авторизованным учебным центрам. Последние должны удовлетворять жестким критериям как по оснащению учебных классов, так и по сертификации преподавателей. Естественно, что авторизованные курсы — это такой же продукт, как и технологические решения поставщика, которые одинаковы в любой стране мира (с учетом языка). И здесь учебный центр «Микроинформ», также оказался первым и сегодня предлагает своим слушателям курсы по продуктам почти всех ведущих субъектов ИТ-индустрии, включая Avaya, CA, EMC, Microsoft, Novell, Fujitsu Siemens Computers, HP, VMware, 3Com.
При продвижении авторизованного обучения «Микроинформ» первым в стране столкнулся с одной из наиболее острых, по мнению Фридмана, проблем российского рынка коммерческого ИТ-обучения, сдерживающей развитие учебного бизнеса. Учитывая наше отношение к платному обучению, многие ИТ-компании с первых лет своего прихода в Россию предпочитают в два-три раза занижать цены на свои курсы по сравнению с общемировыми, несмотря на то что авторизованный учебный курс — такой же продукт компании, как и другие ее решения, а потому необходима его адекватная оплата. В результате процветают авторизованные центры, созданные на базе компаний – системных интеграторов, а образований, аналогичных учебному центру «Микроинформ», занимающихся исключительно обучением, в стране единицы.
С точки зрения слушателей и ИТ-поставщиков, предлагающих интегральные решения, преимуществ у независимого учебного центра, имеющего опыт организации авторизованного учебного процесса, больше, чем у «фирменного». Например, организация MIS Training Institute, известная своей международной деятельностью в области обучения и консалтинга по информационной безопасности, в 2001 году выбрала в качестве площадки для курсов не учебные центры на базе конкретных поставщиков средств информационной безопасности, а независимый учебный центр, до этого времени, кстати, вообще не занимавшийся проблемой безопасности. Отчасти по этой же причине на площадке «Микроинформа» работают международные авторизованные центры компьютерного тестирования, такие как Prometric и Pearson VUE.
Изменение роли ИТ в бизнесе привело к тому, что становятся все более востребованы знания «на стыке» бизнеса и ИТ. Учебные центры по ИТ стали первопроходцами в преподавании ряда бизнес-дисциплин, например управления проектами, а на рынке возник спрос на авторизованное обучение по ITIL и основанной на этой библиотеке методологии управления ИТ-сервисами. С появлением ITILv3 вся деятельность по разработке структуры учебных и сертификационных программ для специалистов по управлению ИТ-сервисами сосредоточилась в международной организации APM Group: выдаваемые различными компаниями сертификаты по ITIL/ITSM приобретут официальный статус при получении аккредитации APM Group. Сейчас «Микроинформ» находится в процессе получения такой аккредитации; заняться тематикой ITIL/ITSM компанию подтолкнуло желание заказчиков, которые высказывали интерес к управлению ИТ-сервисами. С получением аккредитации «Микроинформ» присоединится к пока еще немногочисленной группе российских компаний, которые могут предоставить официально подтвержденные на международном уровне учебные программы по ITIL.