Проведение второй московской конференции Brocade (она состоялась 19 сентября) пришлось на момент, когда по объективным и субъективным причинам для компании сложилась на редкость благоприятная ситуация. Brocade оказалась в нужное время, в нужном месте, с нужным товаром. Напомним, изначально компания создавалась для производства коммуникационного оборудования, рассчитанного прежде всего на сети хранения (Storage Area Network, SAN), в основном с ориентацией на коммутирующие структуры Fibre Channel (Fibre Channel Switched Fabric, FC-SW).
Название компании — brocade по-русски означает «парча» — только на первый взгляд выглядит случайным. Действительно, английское слово fabric переводится как «основа» или «ткань» (используемое по созвучию «фабрика» ошибочно). Корпоративное пристрастие к текстилю отразилось и в названии первого коммутатора SilkWorm («шелковичный червь»), выпущенного в 1997 году; впоследствии слово SilkWorm присутствовало в названиях продуктов в течение целого десятилетия. Тканевая аналогия — на редкость точная метафора для той функции, которую выполняет коммутационное оборудование в современных центрах обработки данных. Сегодня именно они являются главными потребителями продукции Brocade; не случайно конференция была названа «Инфраструктуры дата-центров будущего». Вроде бы везение, что в 1995 году, когда компания создавалась, идея центров обработки данных находилась в зародышевом состоянии, а сегодня их проектирование и эксплуатация оформились в отдельную инженерную дисциплину. В ее формировании заметную роль сыграла Brocade; компания больше других вложила в формирование стека стандартов Fibre Channel, значит, «везение» в данном случае не случайно.
Но не Fibre Channel единым: в стремлении перекрыть всю нишу коммуникационных технологий, необходимых для создания ЦОД, за последние несколько лет Brocade удались две покупки, дополнившие ее оригинальную производственную программу. В начале 2007 года был куплен близкий конкурент, компания McData, а в настоящее время на завершающей фазе находится процесс приобретения Foundry Networks, производителя оборудования для сетей Ethernet. Интегрировав приобретения в единую продуктовую линейку, Brocade станет единственным соперником Cisco, способным производить весь комплекс коммуникационного оборудования для центров обработки данных.
Вторым фактором, способствующим нынешнему успеху Brocade, можно считать то, что ее продукция востребована, так как дальнейшее развитие технологий центров обработки данных требует унификации средств для передачи данных по сети (IP) и для обмена с системами хранения (SAN, NAS). Их актуальность становится особенно критичной при переходе на серверы-лезвия, без них невозможно ограничить рост объемов кабельных сетей.
И наконец, третьим — на этот раз субъективным — фактором является завершение скандальной истории, связанной с экс-главой компании Грегори Рейсом. В 2005 году его уличили в махинациях с акциями (их суть состояла в предоставлении руководству компании возможности выкупа акций по заниженным ценам). Рейс получил 21 месяц тюремного заключения и штраф в 15 млн долл., а капитализация Brocade заметно упала. Сейчас компанию возглавляет Майкл Кляко, ветеран ИТ-отрасли, имеющий опыт работы в компаниях первого эшелона, под его руководством удалось заметно поднять курс акций Brocade. Несмотря на кризис в американской экономике, экспоненциальный рост объемов данных, накопленных предприятиями, продолжается, что с неизбежностью создает благоприятные условия для бизнеса Brocade. Когда все стремятся сократить затраты, решения, позволяющие сэкономить средства и электроэнергию, будут востребованы. Основополагающей идеей развития Brocade Кляко считает партнерство с ведущими производителями серверов и систем хранения.
На конференции в Москве первым лицом был вице-президент Brocade по странам Европы, Ближнего Востока и Африки Ульрих Плехшмидт. В своем выступлении он подчеркнул стремительное развитие бизнеса во всех подведомственных ему территориях, отметив Россию как самый быстрорастущий рынок, а также конкурентные преимущества продукции Brocade. По приведенным им данным, создание крупного ЦОД на основе оборудования DCX обходится вполовину дешевле, чем при использовании продукции Cisco, при этом уровень энергопотребления втрое ниже. Следствием заявленных преимуществ является рост доходов в сегменте коммутационного оборудования для систем хранения у Brocade (+12%) и падение у основного конкурента (-14%).
На чем же, по существу, могут основываться технологические преимущества? С первых шагов Brocade зарекомендовала себя как инновационная компания, ориентированная на выпуск оригинального оборудования; вплоть до последнего времени она вкладывает 20% своего оборота (!) в исследования и разработки. Ее первый коммутатор SilkWorm был построен на базе специализированной интегральной микросхемы Stitch («стежок»), а для поддержки топологии Fibre Channel Arbitrated Loop (FC-AL) была создана схема еще с одним текстильным названием, Flannel. Все они работали под управлением фирменного программного обеспечения Fabric OS, которое поначалу опиралось на операционную систему реального времени VxWorks компании Wind River Systems, а впоследствии было перенесено под Linux. Лет пять назад на смену этим интегральным схемам пришли LOOM (переводится как «ткацкий станок»), BLOOM (Big LOOM) и BLOOM II. В этих микросхемах впервые удалось на аппаратном уровне реализовать транкинг, то есть автоматическое распределение каналов связи между абонентами, что обеспечило высокую производительность, отличающую продукты Brocade. Пятое поколение продуктов строится на новых ASIC-микросхемах, выпущенных в 2008 году, — Condor 2 и GoldenEye 2. Они обеспечивают скорость передачи 8 Гбит/с и имеют соответственно 40 и 24 порта на один чип. Именно ASIC-микросхемы обеспечивают оптимальное сочетание производительности и энергопотребления; кроме того, минимизация числа компонентов в полном согласии с теорией надежности повышает время наработки на отказ и сокращает простой оборудования, сейчас у Brocade оно меньше одной минуты в год.
С инфраструктурной точки зрения Brocade видит свое будущее в архитектуре Data Center Fabric (DCF), объявленной в конце прошлого года. Это устройство относится к категории, которую называют «директор», точнее, это высокопроизводительный, масштабируемый и надежный коммутатор корпоративного уровня, состоящий из шасси и модулей-лезвий. (Использование слова «директор», кальки с director, которое означает «задающий направление», все-таки лучше, чем «коммутационная фабрика». — Л. Ч.) Сеть, построенная на принципах DCF, отличается тем, что в ней могут быть консолидированы различные протоколы — от традиционных Fibre Channel и принятого в мэйнфреймах FICON до iSCSI, CEE (Converged Enhanced Ethernet) и FCoE (Fibre Channel over Ethernet). Происходящее сегодня нельзя назвать войной стандартов, однако ситуация остается неустановившейся, поэтому на полноценную реализацию всех аспектов DCF уйдет еще несколько лет. Однако не менее чем на 90% потенциал DCF реализован в продукте Brocade DCX Backborn. Он появился на свет в результате интеграции собственной разработки Brocade 48000 с приобретенным вместе с McData директором Intrepid i10K. Покупая DCX Backbone, потребители решают две задачи. Во-первых, они получают возможность создать инфраструктурный уровень, объединяющий более мелкие директоры и коммутаторы и таким образом консолидировать множество локальных сетевых и вычислительных ресурсов. Во-вторых, получают инфраструктуру, готовую к изменениям, которые могут произойти в будущем, и таким образом могут сохранить свои инвестиции.
Признавая технические достоинства продукции Brocade, нельзя не обратить внимание на отсутствие методик проектирования сложных сетей и методов их моделирования. Отвечая на вопрос о том, как решается данная проблема, Плехшмидт сказал, что пока все действия в этом направлении сводятся к накоплению лучшего опыта, его публикации, обучению и сертификации специалистов.