Компания Google, отметившая недавно десятую годовщину со дня своего рождения, уделяет значительное внимание своей корпоративной стратегии и тем клиентам, которых она обслуживает в рамках реализации этой стратегии, включая директоров и сотрудников ИТ-служб, а также менеджеров бизнес-подразделений. И все это происходит несмотря на то, что большую часть доходов компания по-прежнему получает от Internet-рекламы с потребительской направленностью.
Такое заверение из уст директора по управлению продуктами Google Enterprise Мэттью Глотцбаха прозвучало в интервью службе новостей IDG. Глотцбах рассказал, почему Google приняла решение выйти на рынок корпоративного программного обеспечения, схлестнувшись с могущественными Microsoft и IBM. Кроме того, речь шла и о планах Google в отношении таких продуктов, как предлагаемый в аренду пакет Apps Premier, предназначенный для организации связи и сотрудничества, а также Search Appliance, интегрированное решение для внутрикорпоративного поиска.
Почему Google, добившись непревзойденных результатов в области Internet-поиска и Internet-рекламы, стремится выйти с пакетом приложений Apps Premier на очень сложный рынок программных средств связи и сотрудничества?
В центре всех планов Google всегда находится пользователь. Начав с поиска, мы продолжаем расширять сферу своей деятельности, переходя к самым разнообразным Internet-приложениям. В своих проектах наша компания стремится использовать накопленный пользователями опыт. Как на работе, так и в быту перед пользователем возникают одни и те же технологические вопросы, и потребность в одних и тех же инструментах. Тенденция появления всеохватывающих технологий набирает силу по мере того, как границы между использованием компьютера на работе и в быту становятся все более размытыми. В корпоративной среде появляется все больше потребительских технологий, а инструменты, освоенные пользователями дома, все активнее проникают в деловую среду.
Как вы оцениваете перспективы бизнеса в тех сегментах, где присутствуют ваши продукты, специально адресованные предприятиям — Apps Premier в сфере организации связи и сотрудничества и Search Appliance в области корпоративного поиска?
Это очень большой рынок. Если попробовать оценить мировые затраты на ИТ в целом, думаю, эта сумма составит порядка 1,5 трлн долл. Я поставил рекламную команду в сложное положение. Ведь, если отталкиваться от этих цифр, нетрудно заметить, что по своим размерам мой рынок примерно вдвое больше рынка, на котором работают они. ИТ в бизнес-среде — необъятное поле деятельности, и даже если выделить в нем конкретные сегменты, в том числе в части организации связи, сотрудничества и поиска, каждый из них способен приносить многомиллиардные доходы. Надеюсь, на пути освоения этих рынков нам удастся занять ведущие позиции. Наш подход и развитие модели «вычисления в облаке» (сloud сomputing) знаменует собой новую революцию на пути развития ИТ. Перед нами открываются прекрасные возможности для увеличения капитализации компании и построения второго крупного бизнеса Google.
А как относится к корпоративному направлению высшее руководство Google? Готово ли оно в долгосрочной перспективе инвестировать сюда средства, достаточные для постоянного совершенствования новых продуктов? Вы выступили против очень серьезных конкурентов, к числу которых относятся Microsoft, IBM, Cisco, Salesforce.com, против ветеранов рынка корпоративных ИТ. Кроме того, здесь присутствует множество пусть и не таких гигантских, но тем не менее весьма амбициозных игроков наподобие Yahoo, Zimbra или Zoho...
Справедливый вопрос, и могу совершенно определенно утверждать, что компания, начиная с самого верха — а я беседовал на эту тему с Ларри, Сергеем и Эриком (Ларри Пейдж и Сергей Брин — соучредители Google, Эрик Шмидт — ее генеральный директор. — Прим. ред.), — уделяет данному направлению самое серьезное внимание. Вероятно, лучшим подтверждением этого было третье по величине на сегодняшний день приобретение Google — покупка компании Postini за 625 млн долл. Это реальное доказательство наших приоритетов. Мы действительно с полной серьезностью относимся к этому бизнесу и намерены усилить свое влияние в области ИТ делового назначения.
Действительно, в какой-то степени мы пока новички на этом рынке, но к десятой годовщине со дня рождения у Google появился прочный фундамент, который позволяет компании развивать уже испытанную инфраструктуру, выходя на лидирующие позиции в области cloud computing. Многие из тех, кого вы упомянули, также относятся здесь к числу новичков — в данной области многолетних наработок нет даже у Microsoft.
Благодаря выпуску устройств для корпоративного поиска механизмов Google Mini и Search Appliance, а также бесплатной версии пакета приложений Apps Standard Edition вам удалось быстро привлечь к себе внимание малого и среднего бизнеса. Однако завоевать симпатии крупных клиентов значительно сложнее. ИТ-руководители крупных предприятий предъявляют множество требований, о которых представители малого и среднего бизнеса даже не вспоминают. Почему вы так заинтересованы в продвижении своего программного обеспечения в среде Fortune 1000?
При формировании команды Google Enterprise мы cтавили своей целью связать менталитет и ноу-хау корпоративных клиентов с культурой Google. В результате наше собственное отношение к корпоративным технологиям заметно изменилось. Но в то же время, выпустив сначала Search Appliance, а затем представив и свои решения в сфере cloud computing, мы помогли предприятиям переосмыслить отношение к ИТ, которое складывалось у них на протяжении десятилетий. Примером может служить, в частности, перенос передового опыта, накопленного на потребительском рынке программного обеспечения, в корпоративную среду.
В мире корпоративных информационных технологий слишком часто во главу угла ставятся ИТ ради ИТ. Конечно, речь не идет о том, что надежность и техподдержка не должны играть никакой роли. Они имеют крайне важное значение. Но мы упускаем из виду то, чего пытаются добиться конечные пользователи, не принимаем во внимание цели бизнеса, не стремимся применять новые технологии, чтобы помочь пользователю быстро и эффективно решить стоящие перед ним задачи. К примеру, функции организации сотрудничества, поддерживаемые приложениями Google Apps и моделью cloud computing в целом, коренным образом меняют способы выполнения людьми своей работы. Пользователи начинают обращаться к информации и друг к другу принципиально иным образом, что сразу отражается на успешности бизнеса. Эффективность коммуникаций и сотрудничества имеет монументальное значение. Подумайте еще раз над устройством корпоративных ИТ. Думаю, поиск путей, позволяющих удовлетворить потребности конечных пользователей наименее обременительным с точки зрения перспектив ИТ и оптимальным исходя из соотношения между стоимостью и эффективностью способом — очень важная задача и яркая цель.
Безусловно, мы со своей стороны будем и дальше расширять возможности своих продуктов, чтобы удовлетворить чаяния наиболее требовательных организаций. Речь идет, в частности, о пересмотре соглашений об уровне обслуживания и увеличении числа приложений, входящих в пакет, расширении функциональности приложений с целью наиболее полного удовлетворения потребностей ИТ-службы и ее директора. За то короткое время, в течение которого приложения Google Apps присутствуют на рынке (а с момента их появления прошло менее двух лет), вы уже стали свидетелями появления в них огромного количества усовершенствований.