Компания Google начала отсчет второго десятка лет со дня своего рождения, и явных конкурентов в царстве поиска у нее просто нет. Однако аналитики предупреждают: главным врагом компании может оказаться она сама.
Из года в год заправлять на рынке поисковых механизмов — непростая задача, и Google постоянно улучшает свои технологии, обеспечивая более эффективное индексирование Web, анализ запросов и доставку релевантных результатов поиска.
Но вместо того чтобы сконцентрироваться на поисковом рынке, рекламный оборот которого приносит Google львиную долю ее доходов, компания стремится освоить и множество других областей.
Ресурсы направляются на поддержку сервисов, не имеющих никакого отношения к поиску информации. Такое распыление в перспективе может привести к серьезным осложнениям, отразившись на качестве базовых поисковых механизмов.
Хотя компания и продолжает доминировать на поисковом рынке, она не испытывает недостатка в конкурентах, которые постоянно пытаются переманить на свою сторону пользователей Google.
Механизмы семантического поиска Hakia и Microsoft Powerset в отличие от Google не используют привычную технологию ключевых слов, а пытаются понять смысл Web-страниц.
Другие (в том числе, Mahalo и Wikia Search) улучшают работу своих поисковых механизмов за счет вовлечения конечных пользователей в процесс выстраивания индексов и ранжирования результатов. Google избегает подобных решений, полагаясь на автоматизированные процедуры.
Между тем компания Yahoo, считавшаяся на поисковом рынке вечно второй, недавно запустила проект Search Monkey, позволяющий внешним разработчикам создавать приложения, которые расширяют возможности поиска в Web и делают его результаты более привлекательными и полезными по сравнению с результатами, выдаваемыми Google.
Авторы других инициатив (сюда относятся, в частности, Ixquick и Clusty) надеются привлечь пользователей, предлагая им дополнительную конфиденциальность и не раскрывая информацию об их IP-адресах и поисковых запросах.
Появились и специалисты в конкретных нишах. К примеру, поисковый механизм Blinkx ориентирован на видео — область, которая порождает все больший интерес по мере роста популярности интерактивного видео. Кроме того, существует еще область Deep Web, содержащая документы, которые трудно проиндексировать с помощью обычных поисковых агентов.
Во всех случаях используется одна и та же стратегия: выявление видимых недостатков Google и попытка их устранения. В настоящее время Google доминирует в сфере поиска, однако клиенты на этом рынке практически не привязаны к конкретному поставщику. Смена поискового механизма не вызывает у них никаких осложнений: установка и удаление программ в данном случае не требуется, в перемещении данных из одного места в другое также нет необходимости.
Поскольку рекламные доходы Google прямо пропорциональны популярности ее поиска, любой сколько-нибудь существенный отток пользователей сразу отрицательно отразится на финансовом положении компании. «Счастье Google может внезапно закончиться», — подчеркнул Роб Эндерле из аналитической компании Enderle Group.
Между тем инициативы Google, не имеющие отношения к сфере поиска, в ряде случаев таят в себе неожиданные угрозы для имиджа компании.
К примеру, в июне группа защитников прав Internet-пользователей Stopbadware.org сообщила, что Google входит в пятерку лидеров по предоставлению услуги хостинга владельцам «вредоносных» сайтов. Большая часть обвинений в кибермошенничестве и прочих электронных преступлениях предъявляется клиентам ресурса Blogger. По данным же компании MessageLabs, сервис управления фотографиями Google Picasa Web Album и пакет приложений Google Docs облюбовали спамеры.
«Google очень медленно реагирует на злоупотребления подобного рода, — отметил старший инженер MessageLabs по борьбе со спамом Мэтт Серджент. — Другие организации, предлагающие услуги хостинга фотографий, документов и т. д. предпринимают в таких случаях необходимые меры гораздо быстрее. Складывается впечатление, что в Google решению данных задач уделяется недостаточное внимание».
В пресс-службе Google эти замечания прокомментировали следующим образом: «Мы понимаем, что спамеры пытаются использовать для своих рассылок любые возможные средства. Именно поэтому наша компания принимает очень жесткие меры борьбы со спамом. Скомпрометировавшие себя учетные записи мы отключаем немедленно и намерены продолжать делать это и впредь».
Впрочем, Эндерле не разделяет такого энтузиазма. «В конце концов, компания обязана отвечать за то, что происходит с ее сервисами, — заметил он. — Сложившаяся ситуация не лучшим образом отражается на ее репутации. В свое время корпорация Microsoft, также испытывавшая аналогичные проблемы с информационной безопасностью, получила целый ряд тревожных звонков. Надеюсь, в Google задумываются о будущем, но пока все идет к тому, что в перспективе им придется спешно реагировать на такие же тревожные сигналы».
Помимо борьбы со спамом, Google ежедневно приходится принимать тысячи жалоб, вопросов и предложений от пользователей как уже перечисленных, так и многих других сервисов, к числу которых относятся почта Gmail, система мгновенного обмена сообщениями GTalk, Calendar, программа управления каналами новостей Reader, социальная сеть Orkut, электронная энциклопедия Knol, система электронных платежей Checkout, электронная записная книжка Notebook, виртуальный мир Lively, система создания персональных страниц iGoogle и браузер Chrome.
Особое подразделение Google Enterprise занимается разработкой продуктов для бизнеса, среди которых можно выделить корпоративную поисковую систему Search Appliance и предлагаемый в аренду пакет приложений для организации взаимодействия Google Apps.
На все это накладывается амбициозный проект мобильной платформы Android, которая должна помочь Google в распространении своих услуг и рекламы среди пользователей мобильных телефонов.
Заслуживает ли каждое из этих начинаний права на жизнь — тема отдельного разговора, но общее количество областей, в которых Google претендует на присутствие, поражает воображение, даже с учетом того, что в компании работают почти 20 тыс. сотрудников.
«Google до такой степени распыляет свои ресурсы, что рискует оказаться не в состоянии контролировать качество своих проектов, — заметил Эндерле. — В результате сегодня здесь закладываются основы будущих неудач. Google — уже не первая компания, пытающаяся реализовать огромное количество второстепенных проектов. Это весьма распространенная ошибка. Вы стремитесь делать сразу все одновременно, забывая, с чем связан ваш основной бизнес».
«Проявляя гиперактивность при запуске новых сервисов и проектов, Google демонстрирует весьма посредственные результаты, упуская при этом действительно важные для себя тенденции, — подчеркнул аналитик компании Sterling Market Intelligence Грег Стерлинг. — К примеру, сервис Google Video принес сплошные разочарования, и корпорации пришлось потратить 1,65 млрд долл. на приобретение успешного проекта YouTube, который в короткие сроки захватил лидерство на рынке систем совместного доступа к видео».
Интересно, что ждет нас через десять лет? Сумеет ли Google оставаться лидером в сфере информационного поиска, сохраняя при этом в своем арсенале пухлое меню комплементарных проектов?