Очередной, 11-й ежегодный IBM Lotus Forum был в значительной степени посвящен демонстрации новинок в продуктовом семействе Lotus. На этот раз в программе было более 25 презентаций, касающихся решений для повышения эффективности организации бизнес-процессов и роста производительности работы сотрудников в коллективе.
Основной акцент был сделан на построении на основе продуктов компании социальных связей между сотрудниками. Речь шла о создании динамичных сетей для повышения эффективности взаимодействия коллег в бизнес-сообществах, об опыте открытия порталов с расширенными возможностями для общения сотрудников, о практике внедрения инноваций на предприятиях.
В докладах выступающих присутствовала общая идея, которую на открытии форума обозначил директор по продажам ПО IBM в регионе Восточная Европа/Азия Леонид Алтухов: «Интеллектуальный потенциал сотрудников — главный двигатель инноваций в компании». Он считает, что для стабильной деятельности любого предприятия одного внедрения новых технологий недостаточно, необходимо коллективное взаимодействие сотрудников. Компании, применяющие инновационный подход в своей деятельности, безусловно, показывают высокие темпы роста. Но прежде всего им необходима заинтересованность каждого работника в успехе.
Обычно молодежь больше заинтересована в общении в группах по интересам, чем в принадлежности к конкретной организации. Поэтому, ввиду популярности в последние годы социальных сетей, можно понять желание руководителей компаний перенаправить увлечение Internet-сообществами в профессиональное русло. Если в начале 90-х годов в IBM уделяли внимание работе с документооборотом, то к 1995 году сконцентрировались на взаимоотношениях людей, а теперь — на общении между сообществами. Культура инноваций на основе социального программного обеспечения внутри IBM строится на поддержке 13 тыс. блогов, 105 тыс. записей с более чем 37 тыс. пользователей. Эта информация используется в том числе и как источник идей.
Мысль Алтухова продолжил Уффе Соренсен, директор по продажам ПО IBM Lotus в странах Европы, Ближнего Востока и Африки: «Социальная сеть необходима большой компании, чтобы сократить время и силы на поиски коллеги, от которого нужно получить какую-то информацию». Формирование прозрачной системы данных о сотрудниках позволит видеть, кто, с кем и по каким вопросам общается, и легко находить партнеров в смежных областях деятельности предприятия.
По мнению Соренсена, люди сейчас перегружены информацией, им приходится ее получать, передавать, понимать, оценивать, использовать и в то же время избавляться от массы ненужных сведений. Статистика IDC за прошлый год свидетельствует, что количество Internet-пользователей в 1996 году составляло 48 млн, а в 2006-м — уже 1,1 млрд человек. К 2010 году должен произойти шестикратный рост размера информации по сравнению с 2006-м (988 экзабайт против 161).
Но только четверть этого объема — новая, оригинальная информация, а 75% — тиражируемая. Организация в 1000 сотрудников теряет 5,7 млн долл. в год из-за переформатирования информации для использования разными приложениями, а ненайденная информация обойдется ей в 5,3 млн долл. Между тем количество «виртуальных» работников за последние пять лет увеличилось в восемь раз. А по подсчетам Nemertes Research, уже 90% сотрудников компаний вообще работают не из офиса.
Все это — большие потоки информации, передаваемой через Internet, увлечение социальными сетями, удаленная работа — и привело к необходимости объединять людей в профессиональные сообщества.
На вопрос, зачем рабочему, занятому на производстве, нужна соцсеть, Соренсен ответил: «Блоги существуют не только для тех, кто работает с информацией, но и для тех, кто предлагает свои идеи, чтобы усовершенствовать процесс, однако это вопрос корпоративной культуры и ее зрелости».
Соренсен отметил возможности восьмой версии Lotus — она полностью переработана, в ней появилось много Web-сервисов, поэтому ее выпуск был революционным шагом по сравнению с предыдущими версиями. Но пользователи считают, что работать с ней пока сложно, так как продукт стал очень тяжелым, и все ждут более зрелого релиза.
Практические советы по построению социальной сети на предприятии давал Петр Валинг, специалист отдела внедрения «Концерна информационных технологий». Он считает, что социальная сеть выгодна компании, в штате которой работает свыше 50 сотрудников. При этом, по его словам, расходы на ее создание составляют порядка 70 долл. в год на одного человека. Если представить, что эти цифры приведены для больших внедрений и без учета доработок, и произвести подсчет, то получится, что компании, где трудятся 50 человек, потребуется около 3,5 тыс. долл., но как подсчитать прибыль от работы соцсети — этот вопрос пока остается открытым.