Французская компания Exalead с недавнего времени стала партнером российской компании «Одеон-АСТ», специализирующейся на корпоративных поисково-аналитических системах. Первым практическим результатом сотрудничества оказалась адаптированная к синтаксису и морфологии русского языка поисковая система корпоративного уровня Exalead one:enterprise. В портфеле Exalead есть также персональная версия Exalead one:desktop и версия Exalead one:datacenter, рассчитанная на ЦОД. В дополнение к ним Exalead предоставляет общедоступную поисковую машину, осуществляющую поиск в пространстве Web. Все они, за исключением Exalead one:enterprise, пока не русифицированы.
Широта спектра продуктов отличает Exalead от конкурентов, специализирующихся на корпоративном поиске, таких как Autonomy, FAST (куплена в 2008 году корпорацией Microsoft) или Endeca. Эту специфику компании задает ее директор Франсуа Бурдонкль, признанный одним из самых сильных в мире специалистов по поиску. С 1995 года Бурдонкль участвовал в разработке поисковой машины Alta Vista, которая когда-то была поисковиком номер один. (Alta Vista жива и сейчас, но после того, как канула в Лету поддерживавшая ее корпорация Digital Equipment, она влачит жалкое существование.) В изменившихся обстоятельствах Бурдонкль вернулся на родину, поначалу занявшись теорией и разработкой новых методов поиска, а с 2000 года возглавил вновь созданную компанию. Ее появлению на свет способствовало решение французского правительства и лично президента Жака Ширака, который стал инициатором европейского проекта Quaero, призванного уменьшить зависимость от заокеанских технологий. Помимо обычного текстового поиска, Quaero обещает обеспечить еще и поиск в мультимедийном пространстве, Exalead участвует в этом проекте наряду с такими крупными компаниями, как Thomson и France Telecom.
Универсализм возглавляемой им компании Бурдонкль объясняет так: «Сначала мы создавали убийцу для Alta Vista, потом, когда в лидеры вышел Google, — убийцу для него. Но в какой-то момент решили специализироваться на корпоративном поиске. Однако в конечном итоге добавили поиск в Web и в ПК, в итоге получилась универсальная поисковая платформа».
Чтобы оценить место Exalead в мире поиска, стоит обратиться к данным компании Alternative Search. Эти данные свидетельствуют, что в мире насчитывается примерно 1400 поисковых машин, но используются они крайне неравномерно: на Google приходится 70% общего пирога, на Yahoo! — 20%, на LiveSearch — 6% и Ask.com — 4%, все остальные считаются альтернативными. Среди «альтернатив» Exalead — один из признанных лидеров.
Своеобразие технологической политики отмечено несколькими обстоятельствами. Во-первых, работа с исходными данными не сводится только лишь к индексации с последующим поиском. Сама Exalead позиционирует себя как компанию, работающую с информацией. Не случайно журнал KMWorld (Knowledge Management World) назвал Exalead в числе лидеров, формирующих основные тенденции в области работы с информацией и знаниями, отметив, что решения компании, обеспечивающие выделение полезной информации и очистку данных, удивляют скоростью и эффективностью. Продукты Exalead можно использовать не просто для поиска нужных документов, но и для получения новых знаний; в какой то мере они представляют собой шаг по направлению к использованию компьютеров в качестве инструмента, расширяющего интеллектуальные возможности человека. Этот подход возвращает нас к работам Дага Энгельбарта и других незаслуженно забытых классиков. Он может быть чрезвычайно полезен в тех областях человеческой деятельности, где неструктурированные данные содержат не меньше информации, чем базы данных. Выступивший на встрече с журналистами вице-президент Exalead Морган Циммерман привел удачный пример. Допустим, поглощается компания, на что должно в первую очередь смотреть новое руководство? По традиции можно обратиться к цифровым отчетам, но он думает, что больше можно получить, если проанализировать электронную почту и другие текстовые документы.
В четвертом квартале Exalead выводит на рынок семейство продуктов CloudView, состоящее из CloudView OEM и CloudView Search. Оно является следующим шагом в эволюции Exalead one:enterprise, отличается лучшей приспособленностью к условиям, когда необходимый контент расположен не только на устройствах за корпоративными защитными экранами, но и «снаружи». В нем отражается наметившийся переход от хранения данных в локальных хранилищах к «облакам данных» (data cloud).