Сотрудники компаний, руководители и клиенты общаются друг с другом, комбинируя разные виды и возможности связи — телефон, факс, электронную почту, мгновенные сообщения, видео-конференции и SMS. Изначально призванные облегчать жизнь, все они доставляют и некоторые неудобства. Устройства приходится синхронизировать, переписывать информацию с одного на другое, не забывая при этом, что и где хранится. Столь непродуктивные операции приводят к снижению скорости принятия решений и увеличению времени реакции на запросы клиентов.
Внедрение так называемых «унифицированных коммуникаций» позволяет решить все коммуникационные проблемы компании, поскольку обеспечивает передачу данных, голоса и видео по единой инфраструктуре. Это приводит к повышению эффективности бизнес-процессов и снижению совокупной стоимости систем связи. Благодаря дополнительным функциям можно осуществлять вызов по единому номеру (он автоматически направляется на фиксированный и мобильный телефон), определять присутствие сотрудника на рабочем месте и т. д. Особенно эффективны такие системы для компаний с разветвленной структурой и множеством филиалов.
Термин «унифицированные коммуникации» (Unified Communications, UC) известен почти всем, но полностью не стандартизирован. Среди основных игроков рынка — крупнейшие производителей коммуникационных решений для предприятий Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco, IBM, Microsoft, Nortel и Siemens.
Многие руководители компаний наслышаны о модной тенденции и хотят повысить эффективность бизнеса, но не внедряют UC, опасаясь неожиданных проблем. Компании Avaya и CompTek провели «круглый стол», посвященный интеграции коммуникаций в корпоративном секторе и позволивший ответить на часто поступающие вопросы об использовании UC. В мероприятии приняли участие производители, являющиеся глобальными партнерами Avaya, интеграторы и потенциальные заказчики.
Открывая дискуссию, Василий Демин, специалист департамента программного обеспечения корпорации IBM, попытался дать определение UC: «С технологической точки зрения UC представляет собой набор интегрированных программно-аппаратных средств, позволяющих эффективно поддерживать ежедневные бизнес-коммуникации. UC нужно рассматривать как средство повышения эффективности бизнеса». Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки Avaya в России, СНГ и Восточной Европе, внес существенное дополнение: «Концепция UC заключается в том, что где бы ни находился пользователь, какое бы устройство ни использовал, он может получить доступ ко всем функциям и информационным ресурсам предприятия».
Осознавая потенциальную выгоду от реализации UС, многие компании все же занимают выжидательную позицию. Например, Дмитрий Иншаков, руководитель ИТ-отдела PricewaterhouseCoopers, поделился своими опасениями: «Мы пока не идем на полную интеграцию мобильной и фиксированной связи. Дело в том, что компания использует несколько сотен прямых городских и примерно 2 тыс. мобильных номеров, и мы не можем себе позволить их в одночасье поменять. Кроме того, внедрение UC пока — сложный процесс. Даже пилотное тестирование таких решений вызывает много вопросов». Санадзе тут же парировал: «Идет здоровый процесс взросления ИТ-продукта и рынка. Через год-полтора никто не вспомнит о таких проблемах».
Заказчики обеспокоены и совместимостью решений разных производителей. Присутствовавшие на «круглом столе» представители Avaya, IBM и Microsoft заявили об участии их компаний в программе «обратной совместимости» — обмене информацией на уровне исходных кодов протоколов. Санадзе отметил, что главная задача Avaya — создавать не особенные, а лучшие продукты. Другими словами, корпорация следует принципу максимальной совместимости, чтобы заказчик мог собирать, как из строительных кубиков, нужные ему системы.