«Лучший способ понять сдвиги в бизнесе состоит в анализе его коммуникаций», — заявил Франсуа Барро, генеральный директор British Telecom Global Services на встрече с журналистами в Турине, посвященной завершению проекта развертывания MPLS-сети Fiat Group. Барро отметил, что скорость изменения рыночной ситуации заставляет порой его клиентов за ночь перемещаться из одной части света в другую, скажем, из Лондона в Дубай. Будучи одним из ведущим провайдером глобальных сетевых ИТ-услуг, BT GS стремится предоставить клиентам платформу, чтобы быть глобальными. Отсюда и интерес к MPLS.
Технология MPLS, первоначально предложенная специалистами Ipsilon Networks и обязанная успешным продвижением на рынок компании Cisco Sytems, быстро вытесняет морально устаревшую технологию ATM. Вполне сопоставимая с ней по функциональности, MPLS совместима с оборудованием IP-сетей. До некоторой степени эту технологию можно рассматривать как надстройку над IP, однако ее использование предоставляет множество уникальных возможностей и значительно упрощает проектирование и управление глобальными сетями. Пока относительно немногие компании обладают компетенцией, необходимой для развертывания и управления MPLS-сетями. Поэтому в большинстве случаев такая сеть является услугой, предоставляемой оператором, — другими словами, одним из наиболее актуальных на сегодня видов аутсорсинга.
BT на сегодняшний день владеет крупнейшей MPLS-сетью — 21 Century Network, развернутой в 176 странах мира. На ее основе реализуются комплексные сетевые сервисы для «сквозных» (end-to-end) коммуникаций, обеспечивающие передачу голоса и данных, интеграцию сетей, управление приложениями и т. д. К числу несомненных преимуществ технологии MPLS следует отнести и то, что она может служить основой для унифицированных коммуникаций.
В то же время, как отмечал в своем недавнем интервью ИТ-руководитель GE Money Bank в России Марк Залан, нынешнее состояние этой технологии таково, что пользователь данной услуги прочно связан с ее поставщиком. Действительно, MPLS-сети различных операторов взаимодействуют между собой с большим трудом, а иногда такое взаимодействие просто оказывается невозможным, хотя теоретически препятствий к этому нет.
Fiat Group — это пять различных бизнесов глобального характера, которые дают работу порядка 180 тыс. сотрудникам по всему миру. Компания активно использует инновационные процессы. Так, только в 2007 году на исследования и разработку было направлено около 2 млрд евро. С бизнес-задачами, стоявшими перед Fiat Group перед запуском проекта MPLS, нас познакомил Стефано Кандидо, директор по сетевым технологиям.
Как вы объясните выбор MPLS в качестве базовой технологии для организации глобальной сети?
Прежде всего, привлекает согласованность MPLS с IP, фактическим отраслевым стандартом. С точки зрения потребностей бизнеса в сетевом окружении Fiat Group мы сталкиваемся с миллионами IP-портов. Естественно, в нашей компании и у наших партнеров уже были развернуты IP-сети. Постепенно мы поняли, что должны обеспечивать более высокий сквозной уровень обслуживания и перейти на новые сетевые стандарты. Однако у нас уже было установлено оборудование Cisco, поддерживающее IP-сети. Необходимо было сохранить инвестиции, что повышало привлекательность MPLS.
Кроме того, MPLS значительно упрощает проектирование и управление глобальными сетями. Управление сетевыми услугами превратилось в товар. Моя философия состоит в том, что услуги глобальных сетей должны быть коммунальным товаром, подобным воде или электроэнергии. Воспользоваться услугами сети должно быть столь же просто, как включить свет или налить стакан воды. Не должно возникать ни малейших проблем.
Но бизнесу не нужны ИТ — бизнесу нужны услуги. Как продать бизнесу идею MPLS? Какие выгоды он получит от такого внедрения?
Прежде всего, в подобном проекте заинтересованы акционеры. Они, как правило, хотят сэкономить, и получают снижение себестоимости за счет перехода на общую платформу. На ее основе становится значительно проще организовать «сервисы под заказ» (service-on-demand). Мы легко можем предоставить необходимые сервисы для специализированных приложений, поддерживающих те или иные бизнес-процессы, и сконцентрировать их в одном месте, скажем, в Милане. Что же касается наших клиентов, то внедрение MPLS-сети окажет косвенное влияние и на них. Будет обеспечен более высокий уровень обслуживания, более качественное взаимодействие с производителем и более высокая скорость обслуживания.
Какие выгоды от такого внедрения получили в Fiat Group?
Когда в недавнем прошлом в нашей глобальной сети возникали сбои, мы порой вынуждены были останавливать производство, поскольку возникали перебои с поставкой комплектующих для сборки машин на конвейере. В результате покупателю приходилось дольше ждать. В настоящее время клиент может сделать заказ через Internet, сформировав свою собственную конфигурацию. Технология MPLS делает возможным сосредоточить все важные приложения в одном месте, что позволяет обеспечить одинаковый уровень обслуживания всем клиентам Fiat Group по всему миру. Что касается бизнес-процессов, непосредственно связанных с производством, то переход на новую технологию существенно облегчает реализацию концепции «точно вовремя» (just-in-time). Комплектующие будут появляться в нужном месте в нужном количестве. Производство в полной мере будет управляться спецификациями, указанными в заказах клиентов. Бумага будет использоваться только для контроля качества. Что касается инновационных процессов, то данный проект дает возможность тем, кто размышляет над дизайном наших новых автомобилей и обновлением их устройства, более эффективно взаимодействовать с производством и между собой. Эти специалисты не сосредоточены в одном месте, а рассыпаны по всему миру, и помочь им в организации сотрудничества — важная задача. Аналогично, качество послепродажного обслуживания также должно возрасти. MPLS-сеть позволит не только облегчить формирование и сбор заказов, но и сделать более эффективным, например, заказ комплектующих. Дилеры имеют свободный доступ к ресурсам нашей MPLS-сети. Самые крупные из них имеют собственные MPLS-сети, остальные используют IP, но это, как я уже говорил, не помеха.
Чтобы сделать проект более понятным и привлекательным для персонала Fiat Group, я демонстрировал руководству подразделений преимущества, которые получит каждый из них по завершении проекта. Каждое бизнес-подразделение — производство, продажи, дизайн и т. д. — интересовало что-то свое. Была организована открытая дискуссия между представителями различных подразделений, где обсуждались эти вопросы.