Круглый стол «Smart SOA: разумный подход лидеров бизнеса» с участием аналитиков московского офиса IDC оказался составной частью масштабной акции, проведенной IBM под общим названием Smart SOA World Tour в середине октября в 100 городах на четырех континентах. Мероприятие призвано привлечь к идеям SOA (Service-Oriented Architecture) внимание компаний, которые еще только вступают на путь внедрения сервис-ориентированных архитектур.
Необходимость пропаганды SOA обусловлена тем, что, несмотря на ее объективные преимущества, темпы освоения новых подходов оказались существенно ниже, чем предполагалось.
Ибо если не принимать экстренных мер, то SOA не сможет набрать за отведенный ей жизненный срок нужной критической массы сторонников.
В таком случае, как отметила Елена Семеновская, руководитель программы исследований IDC в области программного обеспечения, технология SOA так и не достигнет той популярности, на которую рассчитывали, причем не только IBM, но и многие другие крупные вендоры.
Все они сделали большую ставку на сервисную модель, в основе которой лежит стек протоколов SOAP, IDDI, WSDL и другие, а сейчас ждут отдачи. Но на горизонте альтернативная модель — WOA (Web Oriented Architecture), подходы, которые стали обозначать словосочетанием Enterprise Web 2.0, поэтому монополизм «классической SOA» оказывается под угрозой.
В программе Smart SOA далеко не случайно использовано слово smart. Его полного аналога нет в русском языке; это и «умный», и «молодцеватый», и «находчивый», и «энергичный», список качеств можно было бы продолжить.
В данном случае be smart означает быть готовым к росту, к будущим потребностям бизнеса, внедрять инновационные бизнес-модели и новые технологии. В представлении IBM программа Smart SOA охватывает широкий спектр начинаний — от проектов на уровне департамента до инициатив на уровне предприятия в целом.
В представлении IBM внедрение SOA делится на четыре этапа. Первый, «базисный» (Foundational) — дает повышение гибкости и эффективности в отдельных областях корпоративного бизнеса. Далее, «сквозной» (Extend End-to-End) — оптимизация сквозных бизнес процессов. Этап «трансформация» (Transform) состоит во внедрении бизнес-модели, поддерживающей глобально интегрированное предприятие. На последнем, «динамическая адаптация», внедряется модель автоматически управляемого предприятия с существенно меньшим, чем сегодня, участием людей в процессе управления.
Конечная цель выглядит как безусловно заманчивая перспектива, но, по данным аналитической компании Ovum, с внедрением дело обстоит не слишком хорошо.
Из имеющихся примерно 7 тыс. компаний, уже приступивших к внедрению SOA, 61% пребывает на начальной стадии и только 11% приблизились к двум верхним уровням.
IBM посредством Smart SOA World Tour стремится преодолеть разрыв между бизнесом и технологиями, являющийся основной причиной торможения на пути SOA.
Этот тур носит обучающий характер, он должен помочь связать бизнес-приложения с SOA, поддержать сквозную интеграцию процессов, ускорить процессы трансформации.
На глобальном уровне Smart SOA World Tour делится на две группы встреч.
Первая группа, Smart SOA Business Forums, рассчитана на руководителей, она включает такие актуальные для развитых стран вопросы, как «озеленение» решений, повышение эффективности работы с потребителями, интеграция операций в цепочке поставок.
Вторая группа ориентирована на технических специалистов, что явно следует из названия Smart SOA Technical Series. Здесь обсуждалось то, с чего начать, как построить первый базисный уровень, как связать бизнес-процессы с SOA и как можно вывести SOA на корпоративный уровень.
Точно так же и с продуктовой точки зрения наметился поворот в сторону интеграции средств управления бизнес-процессами BPM и SOA. Не случайно пакет предложений Smart SOA охватывает и IBM Business Process Management Suite; он включает ряд известных продуктов из семейства IBM WebSphere, а также несколько новых разработок. Среди новинок — средство для моделирования бизнес-процессов IBM WebSphere Business Modeler, собранный вместе лучший опыт использования SOA в различных отраслях с использованием каркасной структуры IBM WebSphere Business Services Fabric, диагностический продукт BPM Healthcheck и продукт для оценки производительности.
Московское мероприятие было камерным, в нем приняли участие три предприятия, уже имеющих опыт внедрения на базисном уровне, и еще с десяток тех, кто приступает или только намеревается приступить к внедрению SOA.
С докладом «Пять простых способов приступить к созданию SOA: как достичь быстрой победы» выступил вице-президент IBM Software Group Джон Месберг, доклад с таким названием входит в программу Smart SOA Technical Series.
Своим опытом внедрения поделились разработчики системы «Электронная Москва», «Альфа-банка» и банка «Ренессанс-Кредит». Они констатировали, что при благоприятных условиях внедрение технологий SOA возможно и в России, хотя и не без помощи специалистов IBM. Однако «входной билет» стоит от полумиллиона долларов и выше. Понятно, что он доступен только ограниченному кругу крупных компаний.