Computerworld Россия
Конференция UserExperience, состоявшаяся в Москве с 29 октября по 1 ноября, прошла в России уже во второй раз. Размах мероприятия доказывал, что вопросы удобства использования ИТ-средств (их юзабилити) начинают волновать многих: кроме коммерческих компаний, участие приняли общественные организации и даже представители Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Организаторами конференции выступили российское отделение профессиональной ассоциации юзабилистов UPA, Союз вебмастеров России и компания CareerLab, входящая в холдинг IT-Online. Выступления были разбиты на блоки, и самые важные из них касались вопросов юзабилити для бизнеса, для юзабилистов, для Web-сайтов госорганов и для Internet-магазинов. Из 50 докладчиков 50 приехали из-за рубежа.
На организованной здесь же выставке проходила демонстрация программного и аппаратного обеспечения для тестирования юзабилити от иностранных производителей (Tobii, Noldus, TechSmith) и нового электроокулографического прибора отечественной компании UsabilityLab (см. «Сложный путь к простоте», Computerworld Россия, № 36, 2008).
Так называемые айтрекеры (устройства для отслеживания направления движения глаз) пока не получили в России распространения из-за своей высокой стоимости. Но, по словам Томми Стрендвола, менеджера производящей их шведской компании Tobii, уже через пять лет их цена сравняется с ценой Web-камеры. Тогда айтрекеры превратятся в массовый продукт для управления персональным компьютером глазами, без использования клавиатуры и мыши. Уже сейчас эту технологию используют инвалиды.
На состоявшейся в рамках UserExperience пресс-конференции генеральный директор UsabilityLab Дмитрий Сатин заявил, что интерес к вопросам юзабилити в России растет, даже несмотря на кризис. Последний, правда, негативно отразился на рынке Internet-банкинга, чье зарождение можно было наблюдать до начала экономического спада. За этот год в UsabilityLab выполнили более 60 проектов, и ожидают, что оборот за 2008 год достигнет 1 млн долл., а за 2009-й — уже 2 млн.
Российский рынок юзабилити в целом Сатин оценить не берется, считая его «бездонным». Некоторые предлагают приравнять его к рынку маркетинговых услуг, другие — к одной десятой всего рынка программного обеспечения, но конкретных статистических данных не существует. Как бы то ни было, рынок, по мнению Сатина, растет, о чем свидетельствует открытие юзабилити-лабораторий такими крупными компаниями, как «Яндекс», «ВымпелКом» и «Лаборатория Касперского». Те же компании, которые начали, наоборот, закрывать свои лаборатории, по его словам, просто запустили их впопыхах, не достигнув необходимого уровня зрелости.
По результатам исследований агентства Jacob Nielsen, приведенных Стрендволом, в этом году возврат на инвестиции в юзабилити составляет 83%. Шесть лет назад те же исследования показали, что он превышает 130%. Доля людей, осуществляющих покупки в Internet, среди всех посетителей повысилась с 1% до 2%. Причина, по словам Стрендвола, в том, что теперь Web-сайты изначально делаются более удобными, чем несколько лет назад.
Тем не менее и в них Сатин видит множество недостатков. Так, он утверждает, что, перестроив сайты современных Internet-магазинов в соответствии с правилами юзабилити, можно вдвое увеличить их продажи. Каждое исправление, по его оценкам, повышает продажи на 10%. Хотя бизнес у многих Internet-магазинов, как признает сам Сатин, маленький и далеко не все могут позволить себе дорогостоящие услуги компаний, специализирующихся на юзабилити (проекты UsabilityLab Сатин оценил в среднем в 10 тыс. долл.). Поэтому UsabilityLab готовит к выходу книгу для Internet-магазинов с 77 советами по исправлению сайтов, которая, как надеется Сатин, окажется хорошим стимулом для развития отрасли.
Советник по связям с общественностью представительства ООН в России Виктория Зотикова привлекла внимание присутствующих к проблемам людей с ограниченными возможностями. Россия подписала конвенцию о защите прав инвалидов в ИКТ, но она до сих пор не была ратифицирована. ООН старается ускорить этот процесс, и Зотикова посоветовала уже сейчас начинать адаптировать сайты для инвалидов, так как скоро это станет требованием законодательства.
Есть и другие категории пользователей, для которых требуется адаптация сайтов. Например, исследование, проведенное UsabilityLab среди детей младшего школьного возраста, показало, что им непонятна общепринятая система навигации. А с таких юных лет, по словам Сатина, компании, по крайней мере, могли бы начинать формирование лояльности к брендам.