Нынешним летом компания Embarcadero Technologies, профильным направлением работы которой были средства разработки и оптимизации приложений баз данных, приобрела CodeGear, автономное подразделение компании Borland, выпускающее интегрированные среды разработки приложений. В России за годы существования Borland сформировалось мощное сообщество разработчиков, по-настоящему преданных традиционным решениям компании. Последние годы судьба этих продуктов была не вполне ясной. Borland стремилась избавиться от этого бизнеса, сфокусировавшись на более сложных решениях управления жизненным циклом ПО, однако желающих купить CodeGear все не находилось.
Что несет в себе наступившая определенность для разработчиков на Delphi и JBuilder, как позиционирует себя теперь Embarcadero на международном рынке программного обеспечения — об этом рассказал журналистам издательства «Открытые системы» президент и генеральный директор Embarcadero Уэйн Уильямс.
Какие стратегические задачи ставит перед собой компания Embarcadero, особенно после приобретения CodeGear?
В фокусе внимания нашей компании находится инструментарий создания программных систем, до приобретения CodeGear — прежде всего, тех систем, которые работают с базами данных. В результате покупки CodeGear мы стали обладателями решений, которые позволяют нам охватить весь жизненный цикл любых программных систем. Более того, эта сделка обеспечила Embarcadero международное присутствие. До покупки CodeGear 75% бизнеса компании было сосредоточено в США, существенная часть ориентировалась на финансовые круги Великобритании. Теперь мы стали действительно международной компанией, наш бизнес делится примерно в соотношении 50:50 между США и другими странами. Расширение международного присутствия было одним из основных мотивов при принятии решения о приобретении CodeGear, поскольку мы убеждены в том, что американские компании, нацеленные только на внутренний рынок, обречены на серьезные проблемы. CodeGear открыла перед нами международный рынок благодаря своим многочисленным представительствам в разных странах.
Какие категории компаний составляют теперь вашу основную клиентскую базу?
Еще одно важное следствие приобретения CodeGear — расширение клиентской базы не только в географическом смысле, но и с точки зрения охвата различных секторов экономики. До покупки наиболее успешно продукция Embarcadero продвигалась в финансовой сфере и в секторе страховых услуг, поскольку именно эти области являются самыми активными потребителями больших баз данных. В последнее время мы также наблюдали рост интереса к ним у государственных структур.
А продукты CodeGear не относятся ни к какому определенному сектору, они востребованы в бизнесе любой направленности и любого масштаба. Если говорить о решениях для баз данных, то они, как правило, используются крупными компаниями, в то время как инструментарий CodeGear необходим и консультанту, работающему на индивидуальной основе, и компании с достаточно большим штатом сотрудников.
Нынешние клиенты воспользуются интегрированным спектром решений Embarcadero или это будут, как прежде, две различные группы пользователей?
Есть решения, которые будут, безусловно, востребованы обеими категориями пользователей. Хороший пример — среда разработки Delphi, которую используют 1,7 млн разработчиков по всему миру. При этом значительная часть приложений, создаваемых с помощью Delphi, — это приложения баз данных. Поэтому мы интегрировали в новую версию Delphi наше средство разработки и моделирования баз данных ER/Studio.
Это пример естественной интеграции продуктов из разных категорий, причем на достаточно высоком уровне. Есть другие технологические направления, нуждающиеся в более глубокой интеграции, например отладка программных систем. Разработчик ищет ошибки в системе, глубоко исследуя код на Java, C++ или на любом другом из множества языков, поддерживаемых, например, Delphi. С другой стороны, отладка хранимых процедур баз данных требует погружения в код на различных версиях SQL. Для этих двух задач используется различный инструментарий — средства отладки приложений и специализированные средства отладки для баз данных. Теперь, когда мы владеем обеими технологиями, можно их объединить, ведь они решают одну и ту же задачу — найти ошибки. Мы можем создать единое средство для устранения ошибок независимо от того, где они находятся.
Такой подход будет в центре нашего внимания. Я сам в прошлом программист и прекрасно знаю, что до последнего времени проблемы разработки приложений и баз данных практически не рассматривались в комплексе. Объединение этих разнородных частей — стратегическая задача Embarcadero.
Это означает, что в ближайшее время нас ожидают новые анонсы интеграции решений или вы будете поддерживать независимые линейки продуктов?
И то и другое. Мы сейчас продвигаем на рынок 19 продуктов и не собираемся навязывать их интеграцию искусственно. Мы не хотим идти по пути, которому сейчас следует ряд крупных вендоров, предлагая рынку огромные, неуклюжие, часто совершенно неуправляемые решения.
Кто сейчас является основными конкурентами Embarcadero на рынке?
Пожалуй, сейчас трудно назвать прямых конкурентов. До приобретения мы непосредственно конкурировали с Quest Software, но в настоящее время это уже не так. Теперь мы предлагаем полный спектр инструментов для разработки приложений, а не только решения для работы с базами данных. Можно, конечно, сказать, что нашими конкурентами являются IBM или Microsoft, но одновременно они и наши партнеры, поскольку наш инструментарий поддерживает все платформы. В этом радикальное отличие решений Embarcadero от предложений IBM, Microsoft или Oracle. Конечно, компания с пятидесятимиллиардным оборотом может позволить себе выпускать столь же широкий спектр решений, как и мы, но напомню, что Visual Studio, SQL Server или SharePoint ориентированы только на технологический стек Microsoft. То же справедливо для Oracle и IBM. Эти компании сделали свой выбор, мы его понимаем, но он открывает возможности для нас. Наши заказчики могут использовать любую из таких платформ. Как разработчик я знаю, что всегда предпочтительнее писать независимый от платформы код, чем изначально ориентировать его на определенный технологический стек.
В России существует большое сообщество пользователей продуктов CodeGear, и, конечно, их волнует вопрос, в надежные ли руки попал столь ценимый ими инструментарий?
Полагаю, что да. Компания Embarcadero с первого дня своего существования была прибыльной. В прошлом году компания была приватизирована известным в США инвестиционным фондом Thoma Cressey Bravo. Сейчас хороший момент для перехода к частной форме бизнеса, поскольку она предполагает как органический рост, так и рост путем приобретений. В современных сложных условиях с замедлением мировой экономики появляются очень привлекательные в смысле стоимости активы для покупки.
Какие последствия может иметь финансовый кризис для вашей компании и для ваших заказчиков — компаний-разработчиков?
Безусловно, расходы на ИТ в соответствии с общими рыночными тенденциями будут замедляться, во многих компаниях ИТ-бюджеты в будущем году как минимум останутся на прежнем уровне или, скорее всего, несколько снизятся. Для нас имеет большое значение, что компании будут предпринимать серьезные усилия по оптимизации и контролю своих затрат на ИТ. Здесь важны два момента. Во-первых, инструментарий разработки и средства для администраторов баз данных открывают возможность повышения продуктивности работы компаний. Первое, что подвергается сокращению в условиях замедления экономики, — люди. А от оставшихся ждут больших результатов меньшими силами, чему и способствует применение наших программных средств.
Во-вторых, продукты Embarcadero имеют не очень высокую стоимость, в диапазоне 1-2 тыс долл. И даже в условиях ограниченных бюджетов на ИТ эти цены остаются привлекательными по сравнению с сотнями тысяч или даже миллионами долларов, которые необходимо потратить на приобретение некоторых сложных корпоративных систем.
Как вы оцениваете перспективы российского рынка для Embarcadero?
Есть несколько стран, в которых мы рассчитываем на значительный рост в ближайшей перспективе, среди них Россия и Бразилия. Причины очевидны. На сегодняшний день мировая популяция разработчиков оценивается в 15-16 млн человек. На первом месте по количеству разработчиков находится США, на втором — Россия, близка к ней Бразилия. В долгосрочной перспективе к ним могут присоединиться Китай и Индия, которые показывают самые впечатляющие цифры по скорости роста числа разработчиков, 25% в год (при среднем ежегодном приросте в мире на 10%), но по абсолютному числу они пока отстают. До вхождения в состав Embarcadero компания CodeGear была очень хорошо представлена в России, поэтому теперь у нас здесь есть прекрасная команда специалистов по продажам в московском офисе и очень сильное исследовательское подразделение в Санкт-Петербурге. Этот центр разработки всегда играл важную роль в компании, и его значение будет только расти.
В центре нашего разговора почти все время оказываются решения CodeGear. Не получится так, что второе ваше традиционное направление, связанное с базами данных, в России окажется несколько в тени?
Конечно, нет. Мы намерены расширять наше присутствие на рынке продуктов для баз данных в России, используя возможности канала CodeGear, который имеет здесь очень сильные позиции. В конечном итоге мы хотим позиционировать Embarcadero как компанию, предлагающую универсальный инструментарий для создания приложений. Сегодня наши продукты реализуют четыре основных направления в области баз данных и разработки — это моделирование приложений и баз данных, среды быстрой разработки приложений и инструменты разработки баз данных.
Какие существуют тенденции в этих двух областях — разработки ПО и баз данных, на которые компания считает необходимым отреагировать в своих продуктах?
Наиболее важная тенденция состоит в сближении различных ролей — специалистов по разработке ПО и по базам данных. В те времена, когда я сам занимался разработкой, администраторы баз данных и разработчики сидели «в разных углах», и общение между ними сводилось к общим разговорам. Сейчас ситуация меняется. Границы зон ответственности администраторов баз данных и разработчиков во многом стираются. Развитие этой тенденции означает, что становится все меньше узких специалистов в определенных областях и все больше специалистов широкого профиля. Основной движущей силой этого процесса, который будет только ускоряться, является взрывной рост объемов и усложнение информации, с которой должен работать бизнес. Для нашей компании это открывает огромные перспективы. Мы должны решать фундаментальные задачи, но не нужно ждать быстрых результатов через несколько кварталов или даже лет. Однако в некоторой перспективе вы увидите продукты, которые упростят новому поколению специалистов переход от одной роли к другой.