Основной площадкой, на которой обсуждают проблемы представители «поисковиков», оптимизаторы и владельцы сайтов стала за последние семь лет конференция «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете», организуемая компанией «Ашманов и партнеры».
Программа конференции традиционно строилась вокруг практических вопросов поисковой оптимизации, контекстной рекламы, развития поисковых машин и формировалась в расчете на менеджеров Internet-проектов, специалистов по Internet-маркетингу и рекламе, Web-мастеров.
Продвижение сайта в поисковых системах стало сегодня для многих компаний неотъемлемым видом рекламы, а для некоторых — основной. По степени рекламного воздействия и охвата аудитории Internet сравнивают с рекламой в прессе, на радио и телевидении. При правильном подходе оптимизация и продвижение сайта дают один из самых низких показателей стоимости контакта с аудиторией.
У всех докладчиков сквозила уверенность, что начавшийся кризис Internet-отрасли если и коснется, то в последнюю очередь. Потребность в рекламе есть всегда, и в условиях экономии попытка адресного воздействия на «своего» потребителя — хорошая замена масштабным рекламным кампаниям.
Основу аудитории на конференции составляли специалисты в области поисковой оптимизации (Search Engine Optimization, SEO — тонкая настройка сайтов под алгоритмы поисковых машин). Слушателей интересовали прежде всего вопросы продвижения сайтов и обсуждение особенностей поисковых машин. Все заметные игроки на рынке поисковых систем представили свое видение развития механизмов поиска и оптимизации выдачи результатов для пользователя.
Сергей Баиров, исполнительный директор компании NetPromoter, выступил с анализом развития услуг по поисковой оптимизации и контекстной рекламе в Рунете с 2004-го по 2008 год. В докладе упоминалось, что рынок молод, но при этом «перегрет», поскольку его рост более 100% в год. Основными его участниками являются фрилансеры — около 80%, а также огромное количество неквалифицированных игроков; из-за чего высока неудовлетворенность заказчиков.
Виталий Федулов, старший сотрудник команды качества поиска Google, описал новую концепцию развития поисковых технологий, которая получила название «универсальный поиск» и призвана помочь в поиске по картинкам и видеофайлам. Конечно, поиск по видео пока невозможен, но Google предлагает осуществлять поиск по метаданным контента. Отдельно был отмечен поиск по социальным сетям.
Алексей Долотов, руководитель проекта Поиск@mail.ru, рассказал о внедрении в механизм подсветки набора запроса. Механизм базируется на выборке популярных запросов и работает совместно с механизмом коррекции опечаток и ошибок переключения раскладки клавиатуры.
Павел Уваров, руководитель группы поиска «Рамблера», представил результаты борьбы с поисковым спамом. По отзывам коллег по цеху, им удалось достигнуть заметных успехов в этом направлении. Однако результат этот, увы, получен методом ручного анализа ресурсов, что в век бурного роста количества информационного мусора путь, скорее, тупиковый.
Секция по набирающей популярность технологии контекстной рекламы была посвящена выбору эффективной стратегии проведения контекстных рекламных кампаний в условиях финансовой нестабильности.
Отдельная секция была отведена докладам компаний, которые заказывают услуги продвижения сайтов, с примерами успешных опытов в банковской сфере и Internet-магазинах. Обсуждались опыты планирования посещаемости сайта под заданный уровень продаж, особенности контекстной рекламы, поискового продвижения и пиара в Internet.
На конференции обсуждались также альтернативные и нестандартные методы продвижения сайтов и способы недорогого продвижения в поисковых машинах, такие как размещение статей в каталогах, создание оригинальных экспертных материалов, пресс-релизов, новостей в СМИ 2.0, лент новостей с экспортом в новостные сервисы, агрегаторов прайс-листов, блогов, использование социальных сетей, организация событий, конкурсов, онлайновые тесты с предложением кода для вставки в пользовательские дневники.
Эффективность продвижения Internet-продукта зависит и от таких характеристик, как практичность, легкость использования, эргономичность. Поскольку не многие сайты могут похвастаться тем, что их интерфейс идеально удобен для посетителей, было рекомендовано при разработке интерфейсов учитывать требования стандарта ISO 13407 — User Centered Design.
На круглом столе «Поисковый маркетинг в условиях сокращения рекламных бюджетов» были подняты темы финансового кризиса и прогнозов по SEO-рынку. Большинство поставщиков услуг Internet-маркетинга уже меняют условия сотрудничества в пользу клиентов, активизируют антикризисные кампании. Большие надежды возлагаются на выживание более сильных игроков в реальных секторах экономики, приход новых клиентов, увеличение или неснижение бюджетов на контекстную рекламу, а также на вытеснение с рынка «некачественных» оптимизаторов.