Cредства для создания унифицированных коммуникаций предлагают многие. Не прошла мимо этого растущего рынка и корпорация Microsoft, в которой, впрочем, больше внимания уделяется удобству работы и интерфейсу с пользователями, а функциональность самой «IP-телефонии от Microsoft» реализована на базовом уровне.
«Пока Microsoft Office Communications Server лучше использовать вместе с какой-нибудь IP-АТС, — уверен Станислав Черков, руководитель направления компании «Крок». — В реализации IP-телефонии от Microsoft не хватает ряда функций».
Ключевая особенность OCS — управление каналами взаимодействия пользователей на основе информации о доступности абонента. В зависимости от «статуса доступности» система выполняет автоматическую маршрутизацию телефонного вызова или превращает его в сообщения электронной почты. Разговор по телефону, инициированный системой, автоматически меняет статус доступности сотрудника. Вся история взаимодействия, в том числе и телефонного, фиксируется в специальном каталоге Exchange. Информация о номерах телефонов, адресах электронной почты и других способах связи с сотрудником хранится в Active Directory — часто для связи с нужным человеком вообще можно не знать его номера или адреса, достаточно только имени и фамилии.
За счет использования статуса доступности можно быстрее выбрать оптимальный канал связи с нужным человеком. Есть возможность установить Office Communicator на смартфоны под управлением операционной системы Windows Mobile 6 и превратить это устройство в мобильное рабочее место. В этом случае даже звонки по мобильному телефону будут влиять на статус доступности сотрудника.
Таким образом, мобильный телефон тоже включается в систему унифицированных коммуникаций практически на равных правах с компьютером и IP-телефоном.
Для внедрения OCS требуется соблюдение определенных условий. В частности, на предприятии должна быть развернута структура Active Directory, где хранятся все справочники и телефонные книги. Кроме того, нужен развернутый удостоверяющий центр, с помощью сертификатов которого выполняется защита соединений, особенно если они выходят за пределы корпоративной сети, это нужно для подключения смартфонов и связи с партнерскими IP-системами. Для работы с электронной почтой также надо установить Exchange Server 2007 — через него организуются все асинхронные соединения в случае, если сотрудник недоступен для телефонного общения.
Существует два типа интеграции компьютерной системы управления в телефонную инфраструктуру: управление телефонными соединениями с помощью OCS и работа OCS в режиме удаленного SlP-телефона, подключаемого к IP-АТС. Первый метод обозначается в терминологии Microsoft как контроль над телефонными вызовами (Full Call Control) и используется для работы с уже установленной на предприятии системой IP-телефонии. Второй метод носит название корпоративных голосовых соединений (Enterprise Voice) и дает большую свободу в выборе оконечных устройств. В этом случае подключиться к телефонной сети можно с помощью компьютера с гарнитурой или трубкой с USB-интерфейсом, мобильного телефона или подключенного к компьютеру телефонного аппарата.
Есть также возможность совместить работу OCS с построенной в компании системой видеоконференц-связи. Это реализовано в виде звонка на сервер видеоконференц-связи с подключением видеопотока. Сейчас есть возможность взаимодействовать таким образом с оборудованием Tandberg/Codian и Policom. Однако пользователь OCS не является полноценным членом системы видеоконференц-связи; в частности, из нее пока невозможно инициировать подключение такого пользователя.