Intel, комитет по образованию Санкт-Петербурга и компания «Аквариус» подвели итоги пилотного проекта, реализованного в рамках программы «Один ученик — один компьютер».
Впрочем, название программы не совсем точно отражает ее суть, равно как и цели, преследуемые школами. Сама по себе поставка компьютеров мало что дает учебным заведениям. Кроме них, требуются специальные программы, а для его эффективного использования — построение или расширение локальной сети. Наконец, все это нужно научиться использовать для совершенствования учебного процесса и обмена информацией между учителями, школьниками и родителями.
Ограничиться обеспечением компьютером каждого школьника в рамках проекта и не предполагалось. Поэтому-то для его реализации в Intel и привлекают партнеров. Так, «Аквариус» выступает в качестве системного интегратора и поставщика решений, разработанных специально для школ.
Двум петербургским школам было предоставлено 100 нетбуков Intel Classmate PC. Кроме того, с помощью Intel школьные учителя прошли курс обучения, во время которого они получили навыки преподавания с использованием вычислительной техники.
Таким образом, компьютер — не самое важное в реализуемой программе. К тому же ни одна, даже самая продвинутая школа не планирует в обозримом будущем иметь один компьютер на каждого ученика. Подобная пропорция и не требуется, ведь далеко не на каждом занятии требуется компьютер, а ноутбуки легко перемещать из класса в класс. Для школ, в которых реализуется пилотный проект, в «Аквариусе» разработали передвижные сейфы.
В Петербурге на один компьютер приходится в среднем 12 школьников. Меморандум, подписанный в июне 2008 года губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и председателем совета директоров Intel Крейгом Барреттом, предусматривает внедрение в Северной столице системы «каждому ученику по своему компьютеру» в течение пяти лет. Однако в меморандуме речь идет о поставках Classmate PC только в начальные классы средних школ. К тому же, возможно, речь идет лишь о доступности компьютера в любой момент, когда в нем имеется необходимость.
Школы № 248 и 247 имеют один из самых высоких уровней информатизации среди средних учебных заведений Петербурга. Именно поэтому они первыми подключены к программе «Один ученик — один компьютер». В гимназии № 248, в которой подводились итоги пилотного проекта, внедрена «электронная учительская», которая позволяет видеть все оценки за любой период времени ученикам, преподавателям, а также родителям через Internet. Кроме того, в гимназии уже были наработки методик обучения с использованием компьютеров. У нее налажены связи с некоторыми разработчиками решений для школ.
Директор школы № 247 Александр Федосов доволен тем, что повысилась мотивированность учащихся: она появилась даже у тех, кто прежде особого стремления к учебе не проявлял.
Вероятно, судить о влиянии нетбуков на уровень подготовки школьников пока еще рано. Однако Кудрявцев считает, что сами технологии являются лишь инструментом. Если их неправильно использовать, то положительных результатов может вообще не быть.