Было бы непростительным заблуждением не замечать, что экономики, которая существовала еще полгода–год назад, уже нет. Новые приоритеты руководителей предприятий оказались в центре внимания участников конференции Microsoft Business Forum 2008.
По мнению директора Microsoft Business Solutions в России Владимира Водянова, в условиях экономики бурного роста предпочтение отдавалось решениям, направленным в первую очередь на завоевание новых рынков и на использование открывающихся бизнес-возможностей. Сегодня же рынок падает, предприятия и банки не доверяют друг другу и самым острым кризисом является кризис доверия.
Большинство компаний пристально анализирует свои расходы и принимает решения об их сокращении. Но, к примеру, простое урезание маркетингового бюджета приведет к тому, что будут сокращены в том числе и средства, выделяемые на те задачи, которые как раз и нужны. Необходимы инструменты, помогающие понимать связь между доходами и расходами. Из традиционного финансового учета, как правило, это неочевидно. Поэтому решениям управления затратами сегодня следует уделить особое внимание.
Сегодня предприятию приходится опираться только на те ресурсы, которые есть. Задачи управления с точки зрения ERP становятся как никогда актуальны. По мнению Водянова, прежде стоимость ERP-решения не всегда была определяющим фактором, и заказчики были готовы отдавать предпочтение самым дорогим системам, полагая, что они лучшие в своем классе. Однако сегодня немногие решатся на проект стоимостью в несколько миллионов долларов и сроком в несколько лет. Если раньше речь шла о комплексной автоматизации, то сейчас актуальна быстрая автоматизация конкретных и практических задач.
В условиях, когда рынок растет, бизнес ориентируется на получение новых клиентов. Но сегодня большинство антикризисных стратегий нацелены на удержание уже существующих клиентов. Это надежнее, дешевле и не так рискованно. Однако из истории продаж нельзя узнать, кто еще пользуется вашими услугами, а кто уже нет; она не дает ответа на вопрос, чем отличаются эти категории клиентов. Приходится заново анализировать клиентские базы и формировать предложения, которые могут заинтересовать клиентов. Но работать с клиентской базой без CRM-инструментария затруднительно.
Еще недавно финансовый директор мог с достаточной точностью предсказать, сколько денег будет у компании завтра. Его прогноз основывался на текущих договорах и оговоренных графиках платежей; если же прогноз оказывался неточен, можно было взять кредит в банке. Сегодня кредит взять не получится, а текущие договоры говорят лишь о том, что, возможно, деньги когда-нибудь поступят. В кризисных ситуациях многим финансовым директорам приходится решать, кому заплатить, а кто еще подождет. При этом информация о лояльности бизнес-партнеров находится у тех, кто непосредственно с ними работает, — у продавцов, руководителей проектов и пр. Ценность таких сведений возрастает многократно: если не научиться прогнозировать движение денежных средств, то недолго и до технического дефолта.
Многие руководители сегодня воспринимают сокращение расходов на ИТ как единственную меру, способную привести ИТ в соответствие с существующими условиями. Однако некоторые инвестиции в ИТ именно в период кризиса могут принести больше выгоды для бизнеса, чем сокращение затрат на них. Такой вывод сделала Ольга Стерхова, младший партнер компании McKinsey, на основании наблюдений циклов деловой активности в Соединенных Штатах в течение последних 35 лет. При падении валового национального продукта в периоды кризисов американской экономики (за исключением периода краха «доткомов») расходы на ИТ почти всегда росли.
По мнению Стерховой, это не значит, что расходы на ИТ не нужно сокращать. ИТ, как функция сопутствующая, подвержена первоочередному сокращению затрат. Но существуют более действенные рычаги, реализуемые при помощи ИТ. Например, сокращение затрат на ИТ на 15% за счет рационализации портфеля ИТ-проектов, увеличивает операционную прибыль на 0,5%. Между тем, к примеру, уменьшение потерь выручки телекоммуникационной компании от неоправданных скидок корпоративным клиентам за счет использования CRM позволяет увеличить операционную прибыль на 5%.
Это говорит о том, что в первую очередь необходимо повышать эффективность ИТ-систем. Для этого в условиях экономического спада следует инвестировать в те бизнес-процессы, которые повышают производительность: управление запасами, логистика, контакт-центры и пр. Традиционный подход к управлению проектами рекомендует отменить или отсрочить все проекты, которые кажутся не такими большими и не такими существенными. Но сегодня необходимо пересмотреть портфель проектов, сохранив только те, которые обещают бизнесу максимальную рентабельность.