Для того чтобы автомобильная индустрия США смогла сохранить конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, Детройт должен вернуть себе роль технологического лидера и начать разрабатывать автомобили с элементами автоматического управления, убежден Себастьян Тран, директор лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета.
Он утверждает, что информационные технологии способны кардинально изменить возможности автомобиля. Кроме того, по его мнению, США отстают от Европы, Японии и Южной Кореи в поисках способов использования робототехники для повышения безопасности автомобилей, более эффективного использования энергии и упрощения управления.
Например, японская компания Nissan Motor уже демонстрировала на выставке Tokyo Motor Show робота Robot Agent. Этот робот, размещенный на панели управления разработанного компанией концепт-кара Pivo 2, с помощью встроенных камер считывает мимику водителя и определяет, не устал ли он и не находится ли в состоянии стресса. Робот говорит по-английски и по-японски, может кивать, качать «головой» и даже подмигивать, чтобы поднять водителю настроение, или предлагает найти приемлемое место для парковки и немного отдохнуть.
В США ученые Массачусетского технологического института разработали City Car, складной двухместный автомобиль. Кузов машины спроектирован таким образом, что он может складываться, уменьшаясь в габаритах практически вдвое. Это позволяет на одном парковочном месте уместить сразу восемь автомобилей.
«Я думаю, что США на государственном уровне должны продвигать эти технологии активнее, — заметил Тран, выступая на недавней конференции RoboDevelopment Conference. — Американский дух — это дух новаторства, но я не вижу, чтобы он проявлялся сейчас в Детройте. Нужно воспользоваться текущим моментом и понять, почему сегодня мы не являемся лидерами в отрасли автомобилестроения».
Выступление Трана прозвучало в тот самый момент, когда в конгрессе обсуждался вопрос, должно ли государство предоставлять помощь американским автопроизводителям. Официальные представители компаний Ford Motor, General Motors, Chrysler и профсоюза United Automobile Workers выступали в конгрессе, рассказывая об отчаянном состоянии дел в Детройте.
«Я думаю, работа над передовыми технологиями, такими как самоуправляемые автомобили, — это единственный способ выжить для автомобильной отрасли, — утверждает Тран. — Мы должны больше думать о перспективе. Нам нужно сделать автотранспорт более эффективным. Это хороший шанс спасти отрасль, которая в противном случае просто погибнет».
Автопроизводителям необходимо изменить сам подход к созданию автомобилей. Пора перестать уделять столько внимания созданию все более мощных и тяжелых внедорожников, а сосредоточиться на изучении вопроса, как высокие технологии могут изменить автомобили.
Тран подчеркнул, что в США каждый год в авариях погибает 42 тыс. человек, несмотря на то что в среднем около 30% веса автомобиля приходится на систему безопасности. Таким образом, если б можно было создавать машины, способные предотвращать столкновение со впереди идущей машиной и не съезжать с полосы или даже управлять своим движением, то они были бы безопаснее и использовали бы меньше топлива.
«Мы можем сделать машины, которые могут сами собой управлять, — сказал Тран. — Обратите внимание, что аварии, как правило, возникают потому, что водитель отвлекся. Вы знаете, пилотам разрешается приземляться самостоятельно только при хорошей погоде. В плохих погодных условиях должен использоваться автопилот. С помощью роботов мы могли бы сделать машины намного, намного безопаснее».